Что грозит заказчику, если при аукционе предоставлены преимущества одновременно учреждениям УИС (по ст. 28 Закона 44-ФЗ) и организациям инвалидов (по ст. 29 Закона № 44-ФЗ), плюс установлены ограничение «только для СМП» (по ст. 30 Закона № 44-ФЗ), нарушен ли закон?
Из этой статьи вы узнаете:
- для кого можно установить преимущества и ограничения для участников закупок;
- особенности для организаций инвалидов, СМП и СОНО, а также учреждений уголовно-исполнительной системы;
- как вычислить СМП;
- какие организации могут входить в уголовно-исполнительную систему.
Установив одновременно такие преимущества и ограничения, заказчик не исполнит обязанность предоставить , поскольку они не могут быть допущены к участию в закупке, проводимой только для СМП и СОНО.
Формально такое сочетание преимуществ и ограничений не нарушает положений Закона № 44-ФЗ. Однако по факту ограничений учреждений УИС контрольный орган может инкриминировать нарушение п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона № 135-ФЗ («О защите конкуренции»). Ведь участник со стороны УИС может подать жалобу в ФАС.
Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:
Для каких участников закупок можно установить преимущества и ограничения
Организации инвалидов
Учреждения уголовно-исполнительной системы
На основании ч. 2 ст. 28 Закона № 44-ФЗ (за исключением закупки у единственного поставщика), заказчик обязан предоставлять учреждениям и предприятиям УИС преимущества до 15% от предлагаемой ими цены контракта. Преимущества необходимо предоставить, если закупаемый товар входит в утвержденный Правительства РФ от 14.07.2014 № 649 перечень (далее — Постановление № 649).
Разберем, кто относится к субъектам СМП.
Согласно п. 1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся, в т. ч., внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Чтобы определить поставщика, подрядчика или исполнителя, прежде всего необходимо запланировать электронные процедуры. Получить электронную подпись. Выбрать площадку, которая наилучшим образом подойдет вашей организации, и зарегистрироваться. Далее сформировать документацию и извещение, провести процедуры и определить поставщика и заключить контракт с учетом особенностей каждого из способов закупки.
Смотрите решения для каждого электронного способа: аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений.
Как вычислить СМП
Как говорится в Законе от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», юрлицо можно причислить к СМП, если суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в нем не превышает 25%, а суммарная доля участия иностранных юрлиц или суммарная доля участия иных юрлиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышает 49% каждая.
Вместе с тем, согласно ст. 5 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» уголовно-исполнительная система включает в себя:
- учреждения, исполняющие наказания;
- территориальные органы уголовно-исполнительной системы;
- федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере исполнения наказаний.
В уголовно-исполнительную систему могут входить:
- следственные изоляторы;
- предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы;
- научно-исследовательские;
- проектные;
- медицинские;
- образовательные организации.
Единственными учредителями практически всех учреждений УИС, большинство которых созданы в форме унитарных предприятий, являются Российская Федерация или субъекты Российской Федерации, что делает невозможным их отнесение к СМП.
В части 2 ст. 30 Закона № 44-ФЗ прямо говорится, что действие этой статьи распространяется на СОНО за исключением социально ориентированных некоммерческих организаций, учредителями которых являются Российская Федерация, субъекты РФ или муниципальные образования.
Таким образом, учреждения УИС, будучи некоммерческими организациями, не относятся и к СОНО. Ведь их учредителем выступает Российская Федерация. Следовательно, учреждения УИС будут не вправе принимать участие в закупке, проводимой в соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ, в качестве СОНО!
Это означает, что, установив в извещении (документации) преимущества для учреждений УИС, вы можете одновременно указать, что закупка проводится для СМП и СОНО (по ст. 30 Закона № 44-ФЗ). То есть прямого запрета на установление заказчиком таких условий Закон № 44-ФЗ не содержит.
Однако в случае противоположном стоит быть внимательным! Если вы проводите закупку на основании ст. 30 Закона № 44-ФЗ и предмет закупки относится к Перечню, утвержденному Постановлением № 649 (предоставление преимуществ учреждениям УИС), вы обязаны установить преимущества для учреждений УИС. На этом этапе вы можете попасть в ловушку: учреждения УИС не могут быть допущены к участию в закупке, проводимой только для СМП и СОНО, значит контрольный орган может счесть ваши ограничения нарушением.
Товары, включенные в Перечень, утвержденный Постановлением № 649, целесообразно закупать отдельно, не ограничивая круг участников закупки СМП и СОНО. Это позволит снизить риск подачи жалоб со стороны участников и возникновения претензий контрольных органов. Указание в извещении одновременно преимуществ для учреждений УИС и ограничений «только для СМП и СОНО» делает невозможным подачу заявок на участие в такой закупке предприятиями и учреждениями уголовно-исполнительной системы.
Самые актуальные новости и разъяснения экспертов по острым темам в сфере госзакупок в журнале «Госзакупки.ру»
Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В последнее время в мою службу поддержки поступает очень много вопросов по теме размещения заказов у субъектов малого предпринимательства (СМП). Поэтому сегодня я решил написать небольшую обзорную статью, и сжато, но по существу, ответить на все часто задаваемые вопросы. Так как большинство участников закупок (поставщиков) относятся именно к категории субъектов малого предпринимательства, то данная статья будет полезной и актуальной для большинства посетителей моего сайта. Поэтому предлагаю сразу же перейти к сути нашей сегодняшней темы.
1. Определение субъектов малого и среднего предпринимательства
Субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства Российской Федерации» , к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.
2. Условия, которым должны соответствовать субъекты малого и среднего предпринимательства
- Для юридических лиц - суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов акционерных инвестиционных фондов, состав имущества закрытых паевых инвестиционных фондов, состав общего имущества инвестиционных товариществ), а суммарная доля участия иностранных юридических лиц, суммарная доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должны превышать 49% каждая.
- Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;
б) до 100 человек включительно для малых предприятий;
в) до 15 человек - микропредприятия.
Примечание: Если закупки проводятся для субъектов малого предпринимательства (СМП), то численность работников не должна превышать 100 человек включительно.
- Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
Примечание: В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2015 г. № 702 для субъектов малого предпринимательства эта цифра составляет – 800 млн. рублей. Для микропредприятий - 120 млн. рублей, для средних предприятий - 2 млрд. рублей.
3. Объем закупок у СМП по 44-ФЗ
В соответствии с ч. 1 ст. 30 44-ФЗ государственные заказчики обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства (СМП), социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНО) в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом ч. 1.1 ст. 30 44-ФЗ.
Согласно ч. 1.1. ст. 30 44-ФЗ при определении объема закупок, у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки:
- для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
- услуг по предоставлению кредитов;
- у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч. 1 ст. 93 44-ФЗ;
- работ в области использования атомной энергии;
- при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
4. Способы закупок у СМП
Как следует из п. 1 ч. 1 ст. 30 44-ФЗ закупки у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций могут осуществляться следующими способами: , конкурсы с ограниченным участием, двухэтапные конкурсы, , , запросы предложений.
5. Перечень закупок у СМП по 44-ФЗ
Многих поставщиков интересует следующий вопрос: Существует ли по 44-ФЗ перечень товаров, работ, услуг, закупки которых должны осуществляться у субъектов малого предпринимательства? Отвечу, что такого перечня нет, поэтому закупать с предоставлением преференций для СМП и СОНО можно любые товары, работы, услуги.
6. Особенности участия субъектов малого предпринимательства в госзакупках
- Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием (численность работников или выручка (стоимость активов)).
- Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения численности работников или объёма выручки (стоимость активов) выше или ниже, указанных предельных значений, в течение лет , следующих один за другим.
- Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации , не превышают установленных предельных значений.
- Пунктом 1 ч. 1 ст. 30 44-ФЗ установлен предельный размер начальной (максимальной) цены контракта при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, для государственных или муниципальных нужд у СМП – 20 млн. рублей .
- При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства.
- В совместном письме МЭР № 7158-ЕЕ/Д28и и ФАС № АЦ/13590/14 от 4 апреля 2014 года «О позиции МЭР и ФАС по применению норм 44-ФЗ к отношениям связанным с осуществлением закупки у СМП и социально ориентированных некоммерческих организаций» сказано следующее:
Статьей 30 Закона о контрактной системе установлено, что документом, подтверждающим право участника открытого конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений на получение преимуществ в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе, является декларация. Необходимость представления иных документов, подтверждающих статус такого участника как субъекта малого предпринимательства Законом о контрактной системе не предусмотрена.
Т.е. исходя из выше изложенного, достаточно всего лишь в заявке продекларировать свое отношение к СМП и все. Этого будет достаточно.
Образцы деклараций соответствия участника требованиям, установленным статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации » Вы сможете скачать на сайте в разделе пункт 5.
- Согласно ч. 15 ст. 44 44-ФЗ размер обеспечения заявки на участие в торгах при размещении заказа у СМП не может превышать 2 % начальной (максимальной) цены контракта.
7. Административная ответственность заказчика за несоблюдение норм законодательства о размещении заказа у СМП
Статьей 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за несоблюдение норм законодательства о размещении заказа у СМП:
Часть 11. Осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее размера, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 000 рублей .
Вот, собственно говоря, и все основные моменты, которые необходимо знать поставщику для участия в торгах, размещаемых для субъектов малого предпринимательства.
На этом сегодня все. До встречи в следующих выпусках!
P.S.: Если материал статьи был вам полезен, то обязательно ставьте “лайки”, и делитесь этой статьей со своими друзьями и коллегами в социальных сетях.
Прежде всего ответим на вопрос: «Закупки у СМП и СОНО - что это?» Законом о контрактной системе закреплена обязанность заказчика осуществлять заказы у субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНО). Разберемся подробнее.
Первые - это зарегистрированные в установленном порядке юридические лица ( , партнерства, КФХ) и индивидуальные предприниматели. Законом № 209 , по которым то или иное лицо можно отнести к этой категории. К примеру, конкретная численность работников для средних и малых предприятий, показатели дохода за год либо статус участника проекта «Сколково».
СОНКО или СОНО (социально-ориентированные некоммерческие организации) - это лица, созданные в определенных формах (к примеру, общественные организации, фонды) с целью решения социальных проблем, развития гражданского общества и иные, предусмотренные Законом № 7-ФЗ.
Привилегии и способы их реализации
Годовой объем закупок у СМП по 44 ФЗ (ст. 30) должен составлять не менее 15%, также как и у СОНО. При этом реализовать привилегию можно двумя способами:
- (, конкурсы с ограниченным участием, двухэтапные конкурсы, электронные аукционы, и предложений), которых могут быть только СМП и СОНО;
- требованием привлекать в качестве субподрядчиков субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций.
При этом, если говорить о первом способе, то следует иметь ввиду, что должна быть не более 20 млн. рублей.
СГОЗ - что это?
Совокупный годовой объем закупок (СГОЗ) - это общее число денежных средств , выделяемых в целях приобретения товаров, работ и услуг. СГОЗ определяется на финансовый год. Указанные средства предназначены для оплаты договоров в данном финансовом периоде. На вопрос, необходимо ли включать стоимость долгосрочных контрактов, которые оформлены в прошлом году и исполняются в текущем, отвечаем: в таком случае в СГОЗ следует включать только ту сумму, которая подлежит оплате в текущем периоде.
Итак, для чего же необходим совокупный годовой объем закупок:
- для принятия решения о создании контрактной службы;
- для расчета объема торгов, которые необходимо провести для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (напомним, при закупке у СМП по 44 ФЗ процент составляет 15%, как и у СОНО);
- для расчета объема товаров и услуг, закупаемых у;
- в целях определения количества товаров и услуг, которые возможно закупить путем проведения запроса котировок.
Закупки у СМП по 223 ФЗ
Как и Закон о контрактной системе, 223 ФЗ предусматривает проведение торгов с участием субъектов малого предпринимательства. Особенности проведения таких закупочных процедур устанавливаются Правительством РФ. Так, согласно Постановлению Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352, торги для субъектов малого предпринимательства проводятся тремя способами:
- тендер, участниками которого могут быть любые лица, в том числе и рассматриваемые нами субъекты;
- тендер, в котором участвуют только субъекты малого предпринимательства;
- тендер, в котором заказчиком выставлено требование о привлечении в качестве субподрядчика субъектов малого предпринимательства.
Необходимо отметить, что годовой объем закупок у них устанавливается в размере 18%.
Критерии малого и среднего бизнеса:
44-ФЗ
Закон использует термин «субъекты малого предпринимательства» или СМП. Условиям участия посвящена.
Квоты для СМП
Заказчики должны закупить у СМП не меньше 15% товаров и услуг от совокупного годового объема закупок. Каждый год до 1 апреля они публикуют в ЕИС отчет о закупках у СМП за прошлый год. В него можно включать только те закупки, в которых было указано преимущество для малого бизнеса и эти закупки состоялись. Если квоту не выполнить, учреждение получит штраф 50 000 рублей.
В каких закупках участвует СМП?
СМП может принять участие в любой закупке, если компания соответствует требованиям заказчика и сможет выполнить условия контракта. Но закупки, которые заказчик должен проводить специально среди СМП, интереснее. Это значит, что среди конкурентов не будет представителей среднего и крупного бизнеса. Даже если такие участники подадут заявки, заказчик их отклонит.
Начальная цена таких закупок не должна превышать 20 млн рублей. Для участия в них организация предоставляет декларацию о принадлежности к малому бизнесу. Используйте форму декларации, которую предлагает заказчик, или наш шаблон.
Заказчик может проводить закупки у малого бизнеса шестью способами:
- Открытый конкурс,
- Конкурс с ограниченным участием,
- Двухэтапный конкурс,
- Запрос предложений.
Какие льготы действуют?
- Сумма обеспечения заявки не может превышать 2% от НМЦ контракта.
- Заказчик должен оплатить работы или товары не позже 15 рабочих дней с даты подписания акта-приемки (ч. 8 ст. 30 44-ФЗ). Этот пункт включен в контракт с СМП.
- Заказчик имеет право не требовать обеспечение контракта при проведении конкурсов, электронных аукционов и запросов предложений, если победителем стал представитель СМП (ПП РФ №182 от 11.03.2016). Правда, на практике этой возможностью заказчики почти не пользуются.
Что упростит жизнь?
Обсуждается законопроект № 623906-6 «О внесении изменений в ФЗ «О контрактной системе…». Он запретит привлекать к исполнению контракта субподрядчика, который аффилирован с заказчиком. Это поможет избежать ситуаций, когда компания привлекает к исполнению контракта своих же «дочек». Если заказчик нарушит запрет, эту закупку нельзя будет включить в отчет о закупках у малого бизнеса.
С 2017 года в ЕИС можно будет отправлять заявки на любые процедуры в электронном виде . Поставщикам это сократит расходы и не оставит заказчику шансов подтасовывать результаты «бумажных» процедур.
223-ФЗ
Закон использует термин «субъекты малого и среднего предпринимательства» (СМиСП или МСП). В законе не прописаны условия участия МСП в закупках, но действует постановление правительства № 1352 , которое регламентирует такие закупки. Заказчиков контролирует АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства».
Квоты для заказчиков
Если выручка компании больше 2 млрд. рублей, то с 2016 года такие заказчики должны закупить у МСП товаров и услуг на 18% от общего объема закупок, который считается по заключенным договорам. При этом 10% договоров должны быть заключены строго среди МСП. Расчет ведется от суммы заключенных договоров: если объявленная закупка среди МСП не состоялась, она не попадет в отчет.
Заказчик перечисляет в своем положении ОКПД2 всех товаров и услуг, которые будет закупать у МСП:
- Если НМЦ договора не больше 50 млн. рублей, заказчик обязан провести закупку из этого перечня строго у МСП,
- Если НМЦ договора от 50 до 200 млн. рублей, заказчик решает сам, закупать товар у МСП или у крупного бизнеса.
Если заказчик не закупит у малого и среднего бизнеса достаточно, не разместит информацию об этом или разместит недостоверные сведения, то с 1 февраля и до конца следующего года ему придется проводить закупки по более строгому 44-ФЗ.
В каких закупках могут участвовать СМП?
Способы закупки определяет заказчик в своем положении. Представитель МСП может принять участие в торгах или других способах закупки, которые заказчик проводит:
- «На общих основаниях»: участвовать может любой поставщик;
- Специально для МСП: закупки из перечня товаров в положении заказчика;
- С условием привлечь МСП на субподряд: участники закупки описывают в заявках план привлечения субподрядчиков из числа МСП.
Представители МСП обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого и среднего предпринимательства. Форма декларации есть в постановлении № 1352 .
Льготы
1. 223-ФЗ не обязывает заказчиков требовать от поставщиков обеспечение заявки и контракта. Но если в закупке есть такое требование, то для МСП действуют льготные условия:
- Сумма обеспечения заявки не может превышать 2% от НМЦ договора;
- Сумма обеспечения договора не может превышать 5% от НМЦ или равна сумме аванса.
2. Максимальный срок оплаты по договору с МСП - не больше 30 календарных дней со дня подписания акта приемки.
3. Заказчик вправе утвердить собственную программу партнерства для МСП и предусмотреть льготы для ее участников.
Что упростит жизнь?
Госдума рассматривает законопроект № 821534-6, который:
- Установит исчерпывающий перечень конкурентных способов закупки и основные требования к процедуре закупки этими способами. Сейчас на ЕИС примерно 14 тысяч уникальных наименований способов закупки.
- Упорядочит количество электронных площадок по 223-ФЗ. Это сделает процесс регистрации поставщиков на площадках и подготовку к торговым процедурам проще.
Может ли заказчик при закупке способом запроса котировок, одновременно установить преимущество для СМП и СОНО в соответствии с ст. 30 Закона № 44-ФЗ и установить преференции участникам, заявки или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров в соответствии с приказом Минэкономразвития России № 155 от 25.03.2014 и Организациям инвалидов (в соответствии со Статьей 29 Федерального закона № 44-ФЗ). Код ОКПД2 31.01.11.130?
Ответ
Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ
С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.
Да заказчик может осуществить одновременное установление преимуществ для организаций инвалидов и организаций СМП и СОНО. Преференции по Приказу № 155 также можно установить, если все товары включены в Перечень, утвержденный Приказом № 155.
Правомерно ли одновременно предоставлять преимущества для организаций инвалидов и ограничения по участию в аукционе в электронной форме субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций?
В соответствии с п. 5 ч. 5 ст. 63 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона № 44-ФЗ) установлено, что в извещении о проведении аукциона в электронной форме должна содержаться, в том числе, следующая информация:
Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:
- преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со ст. 28 - 30 Закона № 44-ФЗ.
На основании ч. 1 ст. 29 Закона № 44-ФЗ организациям инвалидов, являющимся участниками закупок, предоставляются преимущества.
В свою очередь, согласно ч. 2 ст. 29 Закона № 44-ФЗ установлено, что действие ст. 29 распространяется на общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее чем 80%, и на организации, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50%, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем 25%.
Как следует из ч. 3 ст. 29 Закона № 44-ФЗ, при определении поставщиков заказчик обязан предоставлять преимущества организациям инвалидов в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15% в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями товаров, работ, услуг. Информация о предоставлении таких преимуществ должна быть указана заказчиком в извещениях об осуществлении закупок и документации о закупках в отношении товаров, работ, услуг, включенных в указанные перечни (см. также п. 5 ч. 5 ст. 63 Закона № 44-ФЗ). В случае если победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признана организация инвалидов, контракт по требованию победителя заключается по предложенной им цене с учетом преимущества в отношении цены контракта, но не выше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.
Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 341 утверждены Правила предоставления преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта (далее - Правила), а также Перечень товаров, работ, услуг, при закупке которых предоставляются преимущества организациям инвалидов.
Следовательно, в соответствии со ст. 29 Закона № 44-ФЗ при определении поставщиков заказчик обязан предоставлять преимущества организациям инвалидов в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15%, в случае если товары, работы, услуги, при закупке которых предоставляются преимущества организациям инвалидов, предусмотрены в соответствующем перечне.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ, заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом ч. 1.1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ, путем:
- проведения открытых конкурсов , конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок , запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 20 млн. руб.;
- осуществления закупок с учетом положений ч. 5 ст. 30 Закона № 44-ФЗ.
Следовательно, заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок.
Также следует отметить, что в соответствии со ст. 33 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" оказание поддержки общественным объединениям инвалидов также может осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" в части социально ориентированных некоммерческих организаций.
Таким образом, исходя из вышесказанного следует, что в случае если заказчик осуществляет закупку на основании ст. 30 Закона № 44-ФЗ (закупка у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом ч. 1.1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ) и товары, работы, услуги по данной закупке отнесены к Перечню (утв. постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 341) при которых предоставляются преимущества организациям инвалидов, то заказчик обязан установить такое преимущество для организации инвалидов.
Дополнительно сообщаем, что аналогичная позиция содержится в письме Минэкономразвития России от 30 сентября 2014 г. № Д28и-1889.
Что касается Приказа № 155, то код 31.01. - Мебель для офисов и предприятий торговли входит в Перечень товаров, утвержденный Приказом № 155.
Согласно п. 8 Приказа № 155 при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения запроса котировок порядок, установленный пунктами 3-7 настоящего приказа, не применяется в случаях, если:
а) в рамках одного запроса котировок предполагается поставка товаров, только часть из которых включена в перечень товаров, указанных в пункте 1 настоящего приказа.
Получите квалифицированную экспертную помощь в Системе «Госзаказ»
Преференция - что это значит по 44 ФЗ и в каких случаях она применяется? Разберемся подробнее, кто может получить преимущества при проведении торгов.
Преференции и преимущества в контрактной системе: в чем разница
В широком смысле слова, преференции контрактной системы — это преимущества в отношении цены контракта, которые предоставляются следующим группам участников:
- учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы (далее УИС);
- организации инвалидов;
Более подробная информация представлена в таблице.
Учреждения и предприятия УИС |
Организации инвалидов (ст. 29 Закона №44-ФЗ) |
СМП и СОНКО (ст. 30 Закона №44-ФЗ) |
|
---|---|---|---|
Суть преференции |
Если победитель — УИС, цена может быть увеличена по требованию |
Если победитель — организация инвалидов, цена может быть увеличена по требованию победителя до 15%, но не более . | Вариант 1. В закупке участвуют только СМП и СОНКО. Вариант 2. Устанавливается требование о привлечении соисполнителей, субподрядчиков из числа СМП и СОНКО (ч. 5 ст. 30 Закона №44-ФЗ). |
Когда заказчик обязан предоставить преимущества |
Закупаются товары, работа или услуги, включенные в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 14.07.2014 № 649. |
Закупка товаров, работ или услуг из перечня для предоставления преференции инвалидам по 44 ФЗ (постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 341). |
При заказе любых товаров, работ или услуг в объеме не менее 15% от , рассчитанного с учетом требований ст. 30 Закона № 44-ФЗ, кроме заказа: 1) услуг по предоставлению кредитов; 2) у единственного поставщика в соответствии с ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. |
Способ закупки | Все способы, кроме и . | Все способы, кроме двухэтапного конкурса и закупки у единственного поставщика. |
Вариант 1. Все способы закупки, кроме закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Вариант 2. Все способы закупки. |
Преимущества отечественному проиводителю
Кроме вышеперечисленного приоритет имеют участники, которые предлагают товары, произведенные в России или в странах — участниках Евразийского экономического союза (далее ЕАЭС). Механизм предоставления преимуществ в данном случае реализуется через приказ МЭР от 25.03.2014 № 155. Документ также содержит перечень продукции, на которую распространяется такое правило.
Порядок предоставления преференции (155 приказ) заключается в следующем:
- при проведении конкурса, и участники, предложившие российский товар или товар, произведенный в ЕАЭС, получают приоритет по критерию «цена контракта». Такое предложение оценивается с применением 15% скидки. При этом контракт заключается по предложенной таким участником изначальной цене;
- при проведении стандартным для этой процедуры путем определяется победитель. Затем, если это товар иностранного происхождения, цена предложения будет снижена на 15% и по ней будет заключен контракт. Если это российский товар или товар, произведенный в ЕАЭС, предложенная победителем госзакупки цена останется без изменений.
Обращаем внимание, что оценка заявок по ПП 925 от 16.09.2016 в рамках 223-ФЗ производится с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года. При этом, в отличие от Приказа МЭР № 155, заказчик самостоятельно определяет перечень товаров, которые получат преимущества.
Налоговые преференции
Налоговые преференции — это льготы, которые предоставляются налогоплательщику, если тот выполняет необходимые условия (ст. 395 НК РФ). Например, участвует в благотворительности. Они бывают:
- территориальные;
- отраслевые;
- срочные;
- целевые;
- интравекторные и функциональные.
Например, территориальные направлены на поддержку и развитие определенных территорий, а отраслевые — отраслей производства. Выражаются они в налоговых льготах, сниженной ставке, отсрочке по платежам или полном освобождении от уплаты налогов.
К сожалению, для сферы госзакупок налоговых льгот не предусмотрено.
Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 341
"О предоставлении преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта"
С изменениями и дополнениями от:
32.50.50
Утверждены Правила предоставления преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта.
Преимущество составляет до 15% и касается строго определенных товаров (перечень приводится). Это соки, маринованные овощи, хлебобулочные изделия, воды, постельное белье, чулочно-носочные изделия, деревянная тара, гофрированные бумага и картон, крепежные изделия, светильники, мебель, щетки и др.
Правила распространяются на общероссийские общественные организации инвалидов, где инвалиды и их законные представители составляют не менее 80% членов, и на организации, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов указанных организаций и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее 50%, а доля оплаты труда инвалидов в ФОТ - не менее 25%.
Для получения преимущества организация-участник подает заявление в произвольной форме о соответствии установленным критериям.
Организация-победитель представляет заказчику требование в произвольной форме о предоставлении преимуществ.
Контракт с организацией-победителем заключается по предложенной ею цене, увеличенной до 15% от такой цены, но не выше начальной (максимальной) цены контракта.
Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 341 "О предоставлении преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта"
Настоящее постановление вступает в силу его официального опубликования
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства РФ от 9 декабря 2015 г. N 1343
Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления