В России сегодня целых три налоговых системы: для крупного бизнеса, для малого и для тех, кто в промежутке. Преференции делятся между ними несправедливо. Нужен новый договор между бизнесом и властью, который это исправит
Налоговой стратегии нет
Сразу три новости последних недель заставляют вновь вернуться к вопросу о налоговой политике в современной России. Первый, самый свежий, — это слушания по проекту Основных направлений налоговой политики (ОННП) на 2016-2018 годы, состоявшиеся в Госдуме 2 июня 2015 года и на площадке «открытого правительства» 8 июня 2015 года. Второй, куда менее замеченный российскими СМИ, — обнародование президентской программы «100 шагов» в Казахстане. И третий, казалось бы, не имеющий никакого отношения к налоговой политике, — публикации «Открытой России» и «Коммерсанта» о том, как устроен благотворительный фонд имени Ахмата Кадырова, который, по словам журналиста, важен для Чечни не меньше, чем федеральный бюджет.
Начнем с первого. По большей части слушания в Госдуме свелись к обсуждению традиционных претензий к вынесенному на обсуждению документу — фрагментарность, отсутствие четкой стратегии, слабость в части отчета о реализации предыдущих версий ОННП, натянутость отдельных сравнений и обоснований, отсутствие прогнозируемости налогового режима и т.д. — претензий в части своей несправедливых, а в остальном — высказанных явно не по адресу. Период, когда налоговая политика формировалась преимущественно в Минфине и последовательно выполнялась правительством, закончился примерно в 2012 году. Сегодня ОНПП никак не препятствуют появлению не предусмотренных ими решений ни в выступлениях президента, ни в плане работы парламента, и усилия по их доработке до состояния согласованной стратегии просто не оправдываются. Так, без налоговой стратегии, мы и живем и будем жить дальше.
4 декабря 2014 года президент Владимир Путин озвучил вводную о неизменности налогового режима на ближайшие четыре года. Бизнес интерпретирует ее исключительно как запрет на повышение налоговой нагрузки и пытается — без особых шансов на успех — вернуться к ревизии решений 2013-2014 годов: о введении торгового сбора, о переходе к налогообложению торговой и офисной недвижимости от кадастровой стоимости, о катастрофическом для экономики знаний и инноваций решении о взимании отчислений в ФОМС со всего размера фонда оплаты труда и т.д.
Но ключевой фокус дискуссии о налоговой политике сегодня переместился в сферу межбюджетных отношений и эффективности налогового администрирования. Здесь проект Основных направлений предлагает ряд мер, среди которых — смягчение режима налоговой тайны. Органы власти регионов смогут получать часть информации о донорах региональных бюджетов, без чего им трудно будет эффективно участвовать в налоговом администрировании — например, по торговому сбору и налогу на имущество организаций. Закрепляется предложенный ранее подход к льготам малому бизнесу: дотационным регионам компенсируют доходы, выпадающие из-за таких льгот, в рамках субсидий на выравнивание бюджетной обеспеченности.
Три налоговые системы
В проекте Основных направлений обозначены и подходы к корректировке, пожалуй, самого дискутируемого решения последних лет — консолидированных групп налогоплательщиков (КГН), позволяющих крупнейшим холдингам «схлопывать» финансовые результаты для налоговых целей. Предложения Минфина по КГН (в частности, по обязательности включения в состав КГН всех удовлетворяющих критерию 90%-го владения предприятий группы) технически небезупречны, но в целом могут усложнить манипулирование этим инструментом. В ряде регионов возникла практика, когда региональные власти фактически воруют друг у друга налоговые базы — в обмен на пониженную ставку налога на прибыль добиваются включения в КГН расположенного на их территории предприятия группы. В результате при полном отсутствии новых инвестиций и рабочих мест совокупные поступления в консолидированный бюджет субъектов снижаются.
Но слушания показали, что среди игроков, определяющих налоговую политику, нет даже минимальной степени согласия по продлению действующего в 2015 году моратория на создание новых КГН и изменение состава старых (уже после первых слушаний Минфин скорректировал свою позицию, поддержав мораторий). А потому дискуссия продолжится уже в 2016 году.
Чего сегодня не хватает российской налоговой политике и процессу ее формирования, чтобы Основные направления выполняли свою ключевую функцию и чтобы налоговый режим был предсказуемым хотя бы на трехлетнюю перспективу? Прежде всего, нужен четкий документ либо в форме закона, либо в виде президентского нормативного акта, либо в форме ограничения права законодательной инициативы по вопросам налоговой политики всех игроков, кроме федеральной исполнительной власти. Сейчас так происходит в ряде развитых стран Европы. Сам документ должен быть результатом работы Минфина с экспертами и согласован со всеми основными игроками. Кроме того, нужно что-то сделать с тем фактом, что в стране созданы и продолжают развиваться три разных налоговых системы.
Во-первых, это налоговая система для крупнейших налогоплательщиков. Им, и только им, доступны не только существенно снижающие налоговую нагрузку возможности в рамках режима КГН, преференциальные режимы налогового администрирования (от межрегиональных инспекций и режима «налогового мониторинга» до ускоренного и упрощенного режима возмещения НДС). И одновременно именно они несут основную часть налоговой нагрузки, находясь полностью в белой зоне.
Во-вторых, это малый бизнес, которому доступны крайне льготные специальные налоговые режимы («упрощенка», патентная система налогообложения для ИП, наконец, пока еще в отдельных субъектах ЕНВД), и основная проблема которого — уровень нагрузки на фонд оплаты труда. Эти режимы вполне оправданы для реального малого бизнеса, но их активнейшим образом эксплуатируют более крупные компании, которые дробят свой бизнес и требуют сейчас повышения пороговых значений по выручке для применения спецрежимов (с нынешних 60 млн руб.).
И наконец, между ними — сужающийся пласт среднего бизнеса в светлой зоне между «крупнейшими» и «упрощенцами».
Выход в «белую зону»
Налоговая политика должна быть направлена на то, чтобы оставить спецрежимы исключительно реальному малому бизнесу — и одновременно решить проблему непомерной соцстраховой нагрузки, предоставив малым предпринимателям выбор между финансированием социальных прав или отказом от финансирования вместе с отказом от доли прав. Весь остальной бизнес — как ресурсный, так и нересурсный — следует выводить в белую зону, при этом четко обозначив перспективу снижения нагрузки (прежде всего — ставки НДС, где можно ориентироваться на действующую пока в Казахстане) в обмен на обеление. Тогда преференции, доступные крупнейшим игрокам, можно будет распространить на весь «белый» сегмент.
Дополнительные налоговые сборы должны финансировать не новые внешнеполитические аппетиты, не программу вооружений и не очередные спортивные мероприятия и стройки вселенского масштаба. Их следует использовать для снижения налоговой нагрузки на «белый» бизнес, который пока платит и за себя, и за своих собратьев пятидесяти оттенков серого, — и это должно быть продекларировано как условие нового договора власти и бизнеса на ближайшие годы: не просто стабильность, а максимально возможное снижение нагрузки в обмен на полный выход из тени.
Основные усилия сегодня нужно направить именно на эту стратегическую задачу (которую неплохо еще и закрепить и в документе соответствующего уровня). Нужно обеспечить всестороннюю поддержку и отказаться от попыток пересмотра любых инициатив, направленные на реализацию этой задачи — это и новая система электронного декларирования НДС, и дальнейшая автоматизация контрольной и аналитической деятельности налоговых органов, и массовое внедрение нового механизма контроля за достоверностью отражения выручки; последний был опробован в ходе эксперимента по онлайн-контролю за контрольно-кассовой техникой во второй половине 2014 — начале 2015 годов.
Больше ответственности
Второе стратегическое направление налоговой политики — это радикальная децентрализация налоговой системы как в части финансовых потоков, так и в части полномочий. Можно как угодно относиться к публикациям, фактам и домыслам относительно деятельности фонда Ахмата Кадырова. Но нельзя не понимать, что особое устройство финансирования фонда отражает, пусть в своеобразной форме, рост желания регионов более активно и самостоятельно собирать и использовать деньги на своей территории.
Двигаться в этом направлении следует гораздо быстрее — в том числе полноценно вовлекая субъекты федерации в администрирование, создавая региональные службы доходов (налоговые службы) — и одновременно возлагая на регионы полную ответственность за принятые ими решения по налоговой политике. Возможно, стоит даже лишать более пассивные регионы, рассчитывающие исключительно на дотации, тех полномочий, которые доступны их более активным соседям.
100 шагов
И наконец, после полутора лет работы над «деофшоризацией», пора вспомнить контекст, в котором эта задача была поставлена президентом в декабре 2013 года, и попытаться понять, насколько эта задача вообще актуальна сегодня, как ее реализация влияет на конкурентные позиции российского бизнеса в мире и внутри страны в современной экономической ситуации. Возможно, от деофшоризации в нынешнем виде стоит отказаться, радикально ее переосмыслив.
И здесь нелишне вспомнить опубликованную недавно программу переизбранного президента Казахстана Нурсултана Назарбаева «100 шагов», в которой подразумевается, например, создание специальных судов, доступных ограниченному набору инвесторов, с применением английского права. Не сомневаюсь, что эти предложения будут реализованы в рамках формируемого в Астане МФЦ.
Может, и нам пора вернуться к этой идее, которая, высказанная полтора года назад именно в контексте кампании по деофшоризации, с «импортом» судей и арбитров с безупречной репутацией из тех самых стран, куда так стремятся инвесторы для защиты своих интересов, и формированием в рамках российского МФЦ специальных судов или арбитражей, при предыдущих обсуждениях показалась интересной, но такой наивно-нереалистичной? Стимулировать деофшоризацию не принуждением, а созданием дома тех самых преимуществ, которые пока доступны только за рубежом. А там, глядишь, их можно будет распространить и шире.
Кирилл Никитин директор Центра налоговой политики экономического факультета МГУТеневая экономика и объем «серых» денег по-прежнему подрывают политическую и экономическую стабильность в России. Минфин оценивает теневой сектор экономики примерно в 15-20% от ВВП. «Большие суммы прячутся у нас в теневой экономике, - заявил министр финансов Антон Силуанов. - Если теневой сектор у нас где-то 15-20%, а ВВП где-то 60 трлн. рублей, то 15% - это 9 трлн.».
По его словам, совокупная налоговая нагрузка на экономику РФ составляет 35% - таким образом, из-за нелегального бизнеса российский бюджет переживает недостачу примерно в 3 трлн. рублей доходов. Министр отметил: «серые» зарплаты лишают региональные бюджеты 2 трлн. рублей, и борьба с ними включена в список задач федеральных и региональных властей, в том числе налоговиков.
При этом ранее глава Минэкономразвития РФ Андрей Белоусов отмечал: если малый бизнес выйдет из тени, его доля в ВВП составит 40-50% против нынешних 19% - бизнес идеи в нашей стране дефицитом не являются. Если же решить вопрос с нелегальным ведением бизнеса (в нем, по оценкам министра, работают 18 млн. человек), по доле малого бизнеса в экономике Россия встанет в один ряд с развитыми странами.
Между тем, эксперты исследовательского института Global Financial Integrity (GFI) считают, что размеры теневого сектора российской экономики значительно выше - он оценивается в 46% от ВВП ежегодно. По их подсчетам, с 1994 по 2011 годы из России были незаконно выведены $211,5 млрд. Это скрытые от налогов доходы, взятки, а также деньги, заработанные на торговле оружием, наркотиками и людьми.
По словам главы GFI Рэймонда Бэйкера, страна потеряла сотни миллиардов долларов, которые можно было бы инвестировать в систему здравоохранения, образования, инфраструктуру и прочие социальные сферы. Всемирный банк также отмечает: российская теневая экономика в 3,5 раза выше в сравнении с другими странами «большой семерки». При этом теневая экономика и потоки «серой» наличности уверенно растут на протяжении двух последних десятилетий из-за неэффективного политического управления и традиционного в России желания бизнесменов уйти от уплаты налогов.
Как заявил «Веку» аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ» Антон Сороко, вероятно, столь высокие показатели, полученные во время исследования GFI, объясняются несколькими факторами. «Во-первых, мне кажется, что большая часть упомянутого оттока пришлась на вторую половину 90-х - время высокой политической нестабильности, низкой прозрачности экономики и слабого потребительского доверия. Во-вторых, достаточно большим объемом теневой экономики, которая, собственно, и становится катализатором для данных потоков».
При оттоке капитала экономика теряет свободные средства, которые, при прочих равных, могли бы быть направлены на финансирование инфраструктуры государства, социальные проекты, могли стать основой для увеличения темпов роста реального располагаемого дохода населения, отмечает эксперт.
«Одно из основных условий, которое должно быть выполнено для снижения теневого оборота денежных средств, - это оптимизация налоговой системы с целью увеличения доступности для субъектов налогообложения и уменьшения физических затрат для адекватной оплаты отчислений, - говорит Сороко. - Надо продолжать работать над инвестиционным имиджем страны, улучшать микроклимат для компаний малого и среднего бизнеса».
По его словам, оценка министра финансов Силуанова, скорее всего, является слишком оптимистичной. «Думаю, что реальный объем теневого сектора экономики несколько выше - 20-25%, - полагает аналитик. - Но меры по снижению доли «тени» уже проводятся. Например, с 2014 года будут запрещены любые сделки наличными при условии, что объем сделки будет превосходить 600 тыс. рублей. С 2015 года ограничение станет еще жестче - с 300 тыс. рублей. Таким образом, увеличившаяся инвестиционная активность, скорее всего, сильно не повлияет на оборот наличности, так как практически все платежи должны быть проведены через банковские структуры. Думаю, что данные меры позитивно скажутся на наполняемости всех уровней бюджета. Возможностей для махинаций в такой ситуации становится намного меньше».
Около трети российских малых и средних предпринимателей работают в сфере теневой экономики, не регистрируя свои предприятия или не платя налоги. Такие данные озвучил на форуме в Сочи президент Сбербанка Герман Греф. Вопрос о том, как вывести предприятия из "тени", обсуждался во время дискуссии на площадке форума "Легко ли быть предпринимателем? Взгляд бизнеса и власти".
В начале панельной сессии Герман Греф назвал ТОП-5 проблем, которые, по мнению российских предпринимателей, являются главными при открытии бизнеса. Ими оказались высокие налоги и разные не налоговые отчисления, нехватка квалифицированных кадров, необходимость сотрудничать с предприятиями теневого сектора и проверки фискальных органов.
Во время дискуссии организаторы постарались предоставить слово действующим предпринимателям, которые рассказали о тех проблемах, с которыми они сталкиваются, а затем дали ответное выступление представителям властных органов. Главной целью было создать возможность обеим сторонам услышать друг другу.
Сейчас часто приходится слышать о том, что давление контролирующих органов на предпринимателей стало немного меньше. На практике я мы не чувствуем этого, - рассказал генеральный директор "Логасофт" и учредитель еще 20-ти различных компаний, работающих в IT-сфере, Алексей Логанцов. - Приведу пример: с помощью контрольно-надзорных органов заказчик проверяет исполнителя, который является поставщиком продуктов питания. Контроллеры выясняют, что при промывке куриных яиц (перед приготовлением) с них исчезает штамп о годности санэпиднормам. И на основании этого - что смывается этот штамп - с поставщиком продуктов разрывают госконтракт. Или еще один пример: сотрудники ФНС не застают меня в офисе моей компании и на основании этого блокируют счета в банке. А мне надо зарплату платить сотрудникам именно в этот день.
Действительно, мы провели опрос среди 55 тысяч предпринимателей с целью выяснить проблемы, которые больше всего мешают им в ведении бизнеса, - сказал во время дискуссии министр "Открытого правительства" Михаил Абызов. - 65 процентов респондентов называли самыми большими проблемами часто меняющиеся правила игры со стороны проверяющих органов. 1/3 опрошенных наибольшей проблемой назвало коррупцию и еще 1/3 - коррупцию. Изменить сложившуюся ситуацию можно только при пересмотре всех устаревших норм и правил, которым обязуются следовать предприниматели. Мы хотим перейти на другую ментальность госконтролеров при проверках. Контролер - это не палач бизнеса, а помощник при создании безопасной системы работы.
Заместитель председателя ФНС Даниил Егоров, выступая на дискуссии, в свою очередь, поблагодарил предпринимателей и сказал, что фискальных служб информация о некорректной работе контроллеров - возможность исправить ошибки, возможность обновления. По его мнению, реальности российской экономики часто далеко опережают представления о грамотном и цивилизованном надзоре за предприятиями. Например, если один и тот же бизнесмен является учредителем 20-ти компаний, то его можно идентифицировать как группу, которая занимается "отмыванием денег". Должно пройти время, чтобы такие вещи перестали считаться аномалиями.
Чиновники в очередной раз разработали план по выводу из тени малого бизнеса. Минфин обещает налоговые каникулы, патент на многие виды деятельности и амнистию прошлых грехов.
Минфин России анонсировал комплекс налоговых мер, направленных на вывод из тени российского малого бизнеса. В пакет вошли законопроекты, которые уже находятся на рассмотрении Госдумы и которые только разрабатываются чиновниками.
О шагах Минфина по легализации малого бизнеса в ходе Владимирского экономического форума рассказал глава министерства Антон Силуанов. Министр перечислил меры, которые по его мнению, могут повлиять на решение теневых бизнесменов работать легально:
- повышение лимита доходов для использования упрощенной системы налогообложения;
- налоговые каникулы для самозанятых граждан и индивидуальных предпринимателей;
- расширение перечня видов деятельности, при которых возможна покупка патента.
Антон Силуанов сообщил, что чиновники знают о большом количестве граждан, которые занимаются собственным небольшим бизнесом не нелегальной основе. И готовы идти на встречу для вывода таких предпринимателей из тени. Власть готова простить им занятие неузаконенной предпринимательской деятельности и освободить от налогов на несколько лет. Зато потом чиновники ожидают от такого малого бизнеса работы по всем правилам.
Одной из самых привлекательных систем налогообложения для такого малого бизнеса Минфин считает возможность покупки патента. При такой форме уплаты налога бизнесмену не нужно вести бухгалтерию и отчитываться о полученных доходах. Он платит фиксированную сумму стоимости патента на определенный период работы и может не переживать о том, что ему предъявят еще какие-то претензии по налогам. Единственное ограничение в патентной системе налогообложения - ограниченное число видов деятельности, на которые она распространяется. Поэтому чиновники планируют расширить перечень видов деятельности на которые можно будет покупать патент.
Аналогичные меры предлагают и сами бизнесмены. В частности, уполномоченный по правам предпринимателей Борис Титов, который уже давно работает над проблемой самозанятых граждан, представил Президенту России Владимиру Путину программу «Экономика роста», разработанную в Столыпинском клубе. В этой программе уделено большое внимание проблемам малого бизнеса и необходимости его вывода из тени путем создания условий для развития и роста. В концепции, в частности, предусмотрено увеличение доли рабочих мест малого и среднего бизнеса до 60% от всего рынка труда в стране, а также программа льготного кредитования и субсидирования малых предприятий и индивидуальных предпринимателей.
Ужесточение налогового администрирования, сокращение и резкое удорожание рынка «наличных денег», активное участие МВД в налоговых проверках наводят многих предпринимателей на мысль – а не отказаться ли от сомнительных схем и не начать ли платить все налоги.
Вы составляли честь теневой экономики России, если пользовались услугами «серых» или «черных» контор, которые только рисовали документы, а услуги реально не оказывали. Если вы часть зарплаты выдавали в конверте. Если вы не показывали всю выручку в отчетности. В общем, вы были «в тени», если уменьшали налоговые платежи незаконными методами.
Предположим, что вы решили с понедельника, ну или с 1 февраля начать новую жизнь, а именно – платить все установленные государством налоги.
Как долго вас будут преследовать «грехи прошлой жизни»
Налоговая ответственность
Налоговая проверка может быть проведена за три календарных года, предшествующих году назначения проверки. То есть, если налоговая проверка будет назначена на декабрь 2018 года, то в период проверки попадут 2015, 2016, 2017 года деятельности.
Срок давности для привлечения к налоговой ответственности составляет три года.
Уголовная ответственность
А вот если при занижении налогов имел место сговор лиц (например, директор и главный бухгалтер – это уже группа лиц) или вы не уплатили налогов в особо крупном размере, то вступает в права уголовная ответственность, по которой уже срок давности составляет 10 лет.
Значит, в течение 10 лет с момента совершения правонарушения государство вправе предъявить вам обвинения по статьям Уголовного Кодекса.
Особо крупный размер – это более 15 миллионов рублей неуплаченных налогов за три года.
Следственные органы могут возбуждать уголовные дела о налоговых преступлениях не только по материалам, представленным налоговыми органами. Получается, что уголовное дело может быть возбуждено и по тем периодам, которые в период налоговой проверки уже не входят.
Как избавиться от «проблемного» ООО
Итак, вы решили, что пора начать новую жизнь и не хотите при этом переживать следующие 10 лет о том, увидит ли следователь признаки преступления в вашей прошлой деятельности или «повезёт»…. Другими словами, вы хотите избавиться от проблемного ООО. Какие есть варианты?
Ликвидация
Ликвидация юридического лица – процедура понятная, но долгая. Вы должны погасить все задолженности, зарегистрировать решение о ликвидации, сделать объявление в печати, составить промежуточный и ликвидационный баланс и... пройти налоговую проверку!
Реорганизация
Можно ликвидировать юридическое лицо путем присоединения к другой компании. Такие операции сейчас на особом контроле в налоговом органе – все участники процесса вызываются в налоговую, и если нет разумной цели данной реорганизации, то в регистрации реорганизации налоговый орган может отказать.
Продажа доли в ООО «специальным» людям
Все изменения в состав учредителей проводит сейчас нотариус. Вы должны привести «внятного и разумного» покупателя вашей доли в проблемном ООО.
Кроме того, всегда есть риск, что лицо, которому вы продали долю, на допросе скажет, что целью сделки было не приобретение юридического лица, а получение им пяти тысяч рублей. И тогда органы внутренних дел могут применить статьи 173.1 и 173.2 УК РФ, в которых говорится об использовании подставных лиц для внесения сведений в ЕГРЮЛ.
Получается избавиться от компании сегодня совсем и совсем непросто. И пока вы размышляете о том, как вести бизнес, вы ежеквартально, начиная с 2015 года сдаете данные в налоговую о том, у кого вы купили ТМЦ и кому продали. И эта информация будет храниться в налоговом органе неопределенное количество лет.
Таким образом, простых и легких путей устранения рисков нет. Необходимо знать об этом, взвешивать риски при осуществлении деятельности, а при необходимости .