Ишутина Ольга Владимировна
Воспитатель, МАДОУ ДС №16 "Снежинка", г. Радужный
Ишутина О.В. Комплексно-тематическое планирование по теме «Синичкин день» // Совушка. 2017. N2(8)..07.2019).
Заказ № 27791
На входной двери в группу расположена табличка «Синичкин день».
«Весёлая синица морозов не боится.
Даже в минус двадцать пять любит песни распевать!»
Утро: Сюрпризный момент : Влетает Сорока, трещит: Была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму, что к чему?
Воспитатель: Тише, тише, не шуми. Ребята, вы узнали, кто это?
Сорока: Ой, здравствуйте, ребята!
Воспитатель: Что случилось, Сорока?
Сорока: Так я говорю, была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму.
Воспитатель: Давайте вместе отправимся в лес и поможем Сороке разобраться. Раз, два, три, повернись, на лесной опушке окажись!
Игра - беседа «Перышки».
Птичья стая пролетала. Пёрышки здесь разбросала.
Пёрышки мы подберём и задания прочтём. Перья с загадками:
Угадайте, что за птица. Скачет по дорожке,
Словно кошки не боится - собирает крошки,
а потом на ветку прыг и чирикает: «Чик-чирик!». (Воробей.)
Как лиса среди зверей. Эта птица всех хитрей,
Прячется в зеленых кронах, а зовут ее… (ворона.)
Кто присел на толстый сук и стучит: «Тук-тук, тук-тук!»? (Дятел.)
Кто летает. Кто стрекочет - рассказать нам новость хочет? (Сорока.)
Угадай, какая птица, бойкая, задорная, ловкая, проворная,
звонко тенькает: «Тень-тень! Как хорош весенний день!». (Синица.)
Что за птица мороза не боится, хоть снега лежат везде, у нее птенцы в гнезде? (Клест.)
Грудка ярче, чем заря, у кого? (У снегиря.)
Индивидуальная работа на образование имен прилагательных — дидактическая игра «Птичья семья».
Цель: формировать умение правильно образовывать притяжательные прилагательные. (Чья семья? у воробья — воробьиная).
Пальчиковое упражнение «Дятел».
Воспитатель: Пришло время поиграть с пальчиками.
Я по дереву стучу, (раскрытая ладонь - дерево, указательный палец)
Червячка добыть хочу, (другой руки - клюв дятла. На каждую строчку).
Хоть он скрылся под корой, четыре удара пальца по ладони.
Все равно он будет мой.
Непосредственно - образовательная деятельность
Познавательное развитие: Развитие творческих способностей: Тема: «Беседа о птичке синичке»
Программные задачи:
Обучающие: Систематизировать и закрепить знания детей об образе жизни, повадках зимующих птиц (синичка). На примере системного оператора показать этапы жизни птицы, её принадлежность к определённому виду, зависимость строения от образа жизни и приспособления к окружающей среде.
Развивающие: Через использование методов символической аналогии учить понимать состояние другого человека. Развивать воображение, ассоциативную память.
Воспитательные: Воспитывать желание принимать действенное участие в оказании помощи птицам в трудное для них время. Учить сочувствовать и сопереживать.
Методы ТРИЗ:
- Эмпатия.
- Мозговой штурм.
- Системный оператор.
- Простые приемы фантазирования.
- Символическая аналогия.
Материал: системный оператор, иллюстрированный материал к нему; символы эмоционального состояния человека; дидактическая игра «Собери птицу».
Предварительная работа: чтение книги Ю. Дмитриева «В гостях у дятла». Наблюдение на прогулке за птицами. Загадывание загадок о птицах. Заучивание пословиц и поговорок о птицах.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята посмотрите, пожалуйста, на картинки и определите по внешнему виду состояние человечков.
(Изображения эмоций: грустный, смеется, сердитый, хитрый).
Воспитатель: А что еще можно рассказать о состоянии человека? Человек бывает усталый, торопливый, спешащий, веселый, злой, задумчивый, сентиментальный, не в
настроении. А как мы можем узнать, грустный или веселый, злой или добрый человек, не видя его лица? Можно узнать по его гол осу движениям, шагам.
А вот вам, какое больше всего нравится состояние человека?
Я вижу у вас у всех очень хорошее настроение и я предлагаю вам игру «Если нравится тебе, то делай так...»
(Приход в группу почтальона Печкина).
Печкин: Вот вы здесь веселитесь, а кое-где случаются неприятности.
Воспитатель: Печкин, о каких неприятностях ты говоришь?
Печкин: А вот вы послушайте звуковое письмо и узнаете.
(Прослушивание в грамзаписи «Птичий переполох»).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о чем рассказали нам эти звуки? Какие по настроению они были?
Тревожные, перекрикивающие, шумные, звонкие.
Воспитатель: Что могло произойти в птичьем, царстве?
Несчастье.
Воспитатель: Да, мы узнали, что в птичьем, царстве случилось несчастье. Птицы поют о тревоге. Ребята, птичка-синичка потеряла своего ребенка-птенца и просит вас помочь его найти. Ну, что ж, поможем синичке? Давайте превратимся... А в кого вы хотите превратиться?
В волшебников, следопытов, сыщиков.
Воспитатель: Ну, что ж, ребята, я говорю волшебные слова, взмахну волшебной палочкой и мы будем с вами волшебниками. 1,2,3 ты нас палочка в волшебников преврати. Вот теперь мы с вами волшебники. Что ж, примемся за дело. Какие вопросы мы можем задать синичке, чтобы помочь ей найти птенчика?
Какие у него перышки? Какой он? Какой у него клювик? Как он поет?
Воспитатель: На все вопросы синичка отвечает, что она этого не видела, не знает, не слышала. Что же это может быть за птенец, которого мама не видела и не слышала, но он все же был в её гнезде? Решаем задачу! Бывает такое или нет?
Да, бывает, это было яйцо.
Воспитатель: Значит, нам достаточно найти яйцо и это будет ребенок синички? Скажите, только у синички птенцы вылупливаются из яйца?
Нет, еще у пингвина, крокодила, черепахи.
Крокодил Птицы Птицы
Пингвин в гнезде в городе
Черепаха
Змеи
Птицы
Яйцо Птенец Взрослая
сильная птица
Желток Голова
Белок хвост птицы
Воспитатель: Действительно, у многих птиц, животных детеныши появляются из яйца. Ребята, из чего состоит яйцо?
Белок, желток.
Воспитатель: Яйцо исчезло из гнезда, и никто не видел, как, когда, кто его брал. Как же оно могло исчезнуть?
Синичка перепутала гнездо. Украли яйцо. Из яйца вылупился птенец и улетел ил выпал из гнезда.
Воспитатель: Значит, что же мы будем искать: яйцо или птенца?
Яйцо, потому что без тепла матери из яйца никто не вылупится.
Воспитатель: Что ж, птица посидела на яйце, из яйца никто не вылупился. Давайте рассмотрим нашу птичку, что же у нее есть? А чем служит хвостик? Почему такие тоненькие лапки? Как располагаются глаза?
Голова, хвост, туловище, лапки.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, птица высиживает в основном одно или много яичек?
10 - 14 за лето.
Воспитатель: А сколько раз за лето?
Воспитатель: Да, правильно, птица высиживает от 10 до 14 птенцов. А из чего она делает гнездо? А где делает гнездо?
Листья, ветки, пух, на дереве, в норке.
Воспитатель: Ребята, птенец всегда остается маленьким птенцом?
Нет, вырастает большим.
Воспитатель: Да, ребята, птенчик вырастает и становится взрослой птицей. А в морозы, где птицы добывают себе корм?
В городе.
Воспитатель: Да, правильно, в городе на кормушках. Люди подкармливают птиц. А вот сейчас я предлагаю вам задание: из частей тела разных птиц нам нужно найти все, что относится к птичке-синичке.
(Дети выполняют задание).
Воспитатель: Молодцы, мы с вами хорошо поработали.
Прогулка 1:
- Сравнительное наблюдение за воробьем и синицей
Цель: на примере сравнения воробья с синицей знакомить с особенностями их строения, образа жизни; воспитывать доброжелательное отношение к братьям нашим меньшим.
Ход наблюдения:
Воспитатель загадывает детям загадки.
Серых перьев комок
На морозе продрог.
Скачет по дорожке,
Собирает крошки. (Воробей.)
Непоседа, невеличка,
Желтая почти вся птичка,
Любит сало и пшеничку.
Кто узнал ее? (Синичка.)
Воспитатель предлагает детям рассмотреть и сравнить воробья и синичку.
Что у них общего? (Остались зимовать, держатся по одиночке.)
Чем отличается воробей от синички? (У синицы клюв тонкий — эта птица насекомоядная; у воробья клюв толстый — птица зерноядная; а также оперением, поведением.)
Как ведут себя эти птицы на кормушке? (Воробьи, заметив корм, налетают стайкой, ссорятся, отбирая его друг у друга, клюют с жадностью. Синички соблюдают очередность, улетая с кормом, расклевывают его, прижав лапкой, сидя на ветке.)
Расскажите о повадках воробья и синицы? (Воробей — маленькая, неунывающая, бойкая птичка. Эти птицы, не боясь, прыгают возле ног человека, клюют из собачьей миски, подбирают крохи под самым носом сытого ленивого кота, они смелые и доверчивые.
Синица — всем интересуется, всюду сует свой любопытный клювик, ни минуты не сидит на месте, всюду летает, суетится, снует. Она легко прыгает по веткам и с помощью острых и цепких коготков ловко лазает по ветвям деревьев. Синицы — осторожные и пугливые.)
Чем питаются эти птицы? (Воробьи — птицы всеядные. Синицы любят несоленое сало, семена подсолнечника, тыквы, арбуза.)
Синица — птица насекомоядная, почему же она не улетает в теплые края? (Она делает запасы, а клювом-шильцем может доставать личинки насекомых из-под коры и расщеплять семена. В морозные зимние дни синицы прилетают ближе к жилью человека.)
Почему же воробьи так любят соседство с людьми? (Потому что, живя возле людей, птицы защищены от хищников, у них есть корм и укромные местечки, где можно свить гнездо.)
Приносят ли пользу эти птицы? (Синицы очень полезны нашим лесам. Даже в морозную стужу стайки синиц тщательно обследуют дерево за деревом в поисках зимующих насекомых. Недаром стайки синиц называют «крылатой милицией леса». Бывает, что воробьи приносят вред человеку, расклевывают фрукты, в садах, вредят посевам зерновых. Но пользы от них все же больше, чем вреда. Они поедают большое количество вредных насекомых, поэтому их надо охранять, а не преследовать.)
- Трудовая деятельность:
Укрепление снегом корней молодых деревьев.
Цель: побуждать к природоохранной деятельности.
- Подвижные игры:
«Птицы и кукушка».
Цель: развивать ловкость, быстроту; выполнять характерные движения по содержанию игры.
«Лягушки и цапля».
Цель: упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед.
- Индивидуальная работа: Развитие движений.
Цель: упражнять в прыжках в длину с места.
- Самостоятельная деятельность: игры с выносным материалом.
Вторая половина дня.
Творческая игра «Синичка».
(Влетает синичка).
Воспитатель: Кто к нам прилетел в гости? Как догадались?
Синичка: Я слышал, вы много знаете о нас - зимующих птицах. Тяжело нам зимой. Будет зима мягкая и тёплая - мы выживем, а будет лютая - трудно нам придётся. Под снегом нелегко себе корм добывать, а голодному и замёрзнуть не долго. Вот и тянемся мы, птицы, зимой поближе к жилью человека, надеемся на его помощь и доброту.
Воспитатель: Ребята, а как мы, люди, можем помочь птицам зимой? (подкармливать птиц, делать кормушки).
Синичка: Но сделать кормушку мало, надо знать, какой корм можно положить для птиц.
Дидактическое упражнение «Накорми» (на столе на блюдцах - семечки, сало, крупа, крошки, конфеты, ягоды рябины).
Уберите лишнее, что птицы есть не будут. Перед вами - модели, обозначающие птиц. Скажите, какая птица с удовольствием полакомится хлебными крошками? (Выберите модель этой птицы и положите рядом с блюдцем). Какая птица любит сало? (Выберите модель этой птицы и положите рядом с блюдцем). Какая птица зимой питается ягодами рябины? (Выбрать модель).
Дидактическое упражнение «Закончи рисунок».
Синичка: Молодцы! Вы настоящие знатоки! У вас хорошо получается! Ребята, хочу попросить у вас помощи. Один художник рисовал мой портрет. Посмотрите, что у него получилось - по-моему, чего-то на рисунке не хватает. Закончите, пожалуйста, рисунок!
Игра на внимание «Синицы».
Кружки (или кладут обручи из картона) - это гнездо. Все дети - синицы. Они свободно летают по площадке. На сигнал «По домам» синицы быстро летят и стараются занять один из домиков. Кто из детей остается без него, тот проиграл.
Индивидуальная работа по формированию грамматического строя речи — словесная игра «Назови ласково».
Прогулка 2:
- Наблюдение за снегопадом
Цель: формировать представление о свойствах снега; закреплять знания о сезонном явлении — снегопаде; развить чувство прекрасного.
Ход наблюдения:
Воспитатель загадывает детям загадку.
Не вымыт, а блестит,
Не поджарен, а хрустит. (Снег.)
Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, а белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль. А когда мороз не сильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа. Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуют хлопья.
Слой за слоем ложится на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха.
А хрустит снег оттого, что под тяжестью нашего тела ломаются звездочки и лучики.
Воспитатель задает детям вопросы.
При какой погоде снежинки образуют снежную пыль, крупу, хлопья?
Почему снег хрустит под ногами?
Почему снег бывает рыхлый?
- Исследовательская деятельность
Поймать летящую снежинку на чистый лист бумаги, рассмотрев, определить свойства снега (снежинка, пыль, крупа, хлопья).
- Трудовая деятельность:
Засыпка снегом корней деревьев на своем участке.
Цель: развивать умение работать сообща.
- Подвижная игра «Снежная карусель».
Цель: учить действовать по сигналу воспитателя, постепенно убыстряя темп бега в хороводе.
- Индивидуальная работа Развитие движений.
Цель: учить метать снежки вдаль.
Вечер: Игра малой подвижности «Успей занять место».
Дети образуют большой круг и рассчитываются по порядку номеров (первый, второй, третий и т.д.). Водящий становится в центре круга. Он громко называет два каких-нибудь номера. Дети названных номеров быстро меняются местами. Воспользовавшись этим, водящий старается опередить одного из них и занять его место. Оставшийся ребенок без места начинает водить. Номера, данные детям в начале игры, не должны меняться, когда тот или иной из них временно становится водящим.
Индивидуальная работа по экологии - дидактическая игра «Одинаковые, но разные».
Цель: Нужно будет разместить птиц на 2 группы - зимующих птиц под снежинкой, а перелётных птиц — под солнышком.
Игра на внимание с подгруппой «Какой птички не стало?».
На доске — четыре - пять картинок с изображением зимующих птиц, незаметно для детей убирается ода из картинок и спрашивается: — Какой птички не стало?
Библиографический список.
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1991.
- Воспитание детей в средней группе детского сада. Сост. Г.М. Лямина. - М.: Просвещение, 1982.
- Воспитание и обучение детей пятого года жизни. Под ред. В.В. Холмовской. - М.: Просвещение, 1986.
- Гризик Т. Познаю мир / Дошкольное воспитание. - 2001. - №8. - С. 12 - 17.
- Гризик Т. Познаю мир / Дошкольное воспитание. - 2001. - №9. - С. 10 - 20.
- Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
- Конспекты интегрированных занятий в средней группе детского сада. Ознакомление с художественной литературой. Развитие речи. Обучение грамоте. Авт.-сост. Аджи А.В. - Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2008 .
- Конспекты интегрированных занятий в средней группе детского сада. Познавательное развитие. Развитие речи. Обучение грамоте. Авт.-сост. Аджи А.В. - Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2008 .
- Печерога А.В. Развивающие игры для дошкольников. - М.: ВАКО, 2008.
- Страунинг А.М. Росток. Программа ТРИЗ-РТВ для детей дошкольного возраста. В двух томах. Том 1. - Обнинск, 1996.
Синичкин день. Сценарий для дошкольников 5-7 лет
Сценарий праздника- конкурса предназначен для воспитанников старшей и подготовительной групп дошкольных образовательных учреждений. Мероприятие приурочено к Синичкиному дню, который отмечается по народному календарю 12 ноября и посвящено видам зимующих птиц Кемеровской области. Данная разработка может быть использована воспитателями, музыкальными работниками дошкольных образовательных учреждений, педагогами дополнительного образования, педагогами-организаторами для подготовки и проведения мероприятий естественнонаучной направленности.
Цель:
воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста через углубление, расширение и актуализацию знаний о зимующих птицах Кузбасса.
Задачи:
1. актуализировать и пополнить запас знаний детей о видах зимующих птиц Кемеровской области, их значении для человека и для природы, видах корма для разных птиц;
2. воспитывать бережное и ответственное отношение к пернатым друзьям человека;
3. развивать интеллектуальные и творческие способности детей.
Ход мероприятия.
Ведущая:
Здравствуйте, дорогие ребята! Мы очень рады встрече с вами, и сегодня эта встреча посвящена удивительному миру наших пернатых друзей. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас красивым пением, разнообразным оперением. Без птичьего щебета мир был бы скучен.
С давних пор на Руси в ноябре 12 числа отмечается Синичкин день, т. е., день встречи зимующих птиц. Люди в этот день готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами.
Почему именно Синичкин день? Да потому что синица – божья птица считается на Руси. Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба - то будет в доме достаток.
Ребята, а какой же праздник без самой главной героини - синички? Давайте её позовём.
Дети:
Си-нич-ка!
Си-нич-ка!
(входит синичка в костюме)
Синица: Здравствуйте, ребята! Я очень рада, что вы не забыли про меня. А кто из вас видел меня в своих садах и огородах, на улице? Все лето я жила в лесу. А сейчас за окном поздняя осень, и мои перелетные собратья уже улетели на юг, в теплые края. Как вы думаете, ребята, почему некоторые птицы покидают осенью родные края? (ответы детей). Правильно, друзья, потому что с наступлением осени птицам не хватает корма. А мы, птицы оседлые, к зиме перебрались в город, поближе к жилью человека, которого совершенно не боимся и даже надеемся на его дружбу и помощь.
Ведущая: Синицы, ребята, очень полезные птицы. Весной и летом они очищают леса и сады от вредных насекомых. За сутки эта маленькая пташка поедает столько вредных для растений насекомых, сколько весит сама.
Синица: Спасибо вам, друзья, что цените меня! А теперь я хотела бы познакомиться с вами!
1.Представление командами зимующих птиц.
Синичка: Какие вы молодцы, ребята, что не забываете и других моих зимующих собратьев! Спасибо вам за ваши яркие и запоминающиеся выступления. Сразу видно, что вы пернатым – добрые друзья! Оседлых птиц вы знаете, а перелетных узнать сможете?
Ведущая: Конечно, не забыли, Синичка. И сейчас мы с ребятами тебе это докажем. Наш следующий конкурс – конкурс загадок о перелетных птицах.
2. Загадки о перелетных птицах.
1.Черный, проворный,
Кричит «Крак!»,
Червякам враг (грач).
2.Спереди- шильце,
Сзади – вильце,
Сверху – черное суконце,
Сзади-белое полотенце (ласточка).
3.Пестрая крякуша
Ловит лягушек.
Ходит вразвалочку,
Спотыкалочку. (уточка).
4.Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистей и нежней.
Кто же это? (соловей).
5.Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растения.
Его и песни и полет
Вошли в стихотворения.
Хочет прямо полетит,
Хочет- в воздухе висит,
Камнем падает с высот.
И в полях поет, поет (жаворонок).
6.Я веселая пташка,
В черной в крапинку рубашке,
К вам весной я прилетаю,
Сразу домик обживаю.
Вместе с солнцем я встаю,
Ем жуков, росинки пью (скворец).
7.Мать, отца не знаю,
Но часто называю.
Детей знать не буду –
Чужим их сбуду (кукушка).
Синичка: Ах, какие вы, ребята, молодцы! Всех птиц перелетных узнали.
Ведущая:
Да, синичка, ребята наши не только много знают о вас, но и готовы помочь пернатым друзьям в холодные и суровые времена. Посмотри, какие чудесные и удобные столовые для зимующих птиц приготовили воспитанники детских садов!
Синица:
Всё короче зимний день.
Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень
Ни комарика, ни мушки
Всюду только снег, да снег.
Хорошо, что нам кормушки
Сделал добрый человек. (Ю. Синицын)
Давайте послушаем и посмотрим, что же приготовили нам наши юные друзья!
3. Демонстрация и презентация кормушек.
Синичка: Спасибо вам, друзья за вашу доброту, за вашу заботу, за помощь нам, пернатым. С такими отзывчивыми помощниками нам и сибирские морозы не так страшны. Ведь из 10 синиц зимой выживает 1-2. А если все ребята вокруг будут помогать моим сородичам, то и весной мы в долгу не останемся- будем беречь ваши сады и леса от вредителей растений, радовать вас своим пением!
Ведущая: Ты права, Синичка, без помощи людей оседлым птицам приходится зимой трудно, ведь птицам страшен не холод, а голод. А знаете ли вы, каким кормом подкармливать тот или другой вид птиц? Давайте поиграем с вами в игру « Птичье кафе».
4.Игра «Птичье кафе».
Каждой команде выдается по одной карточке с изображением зимующей птицы и несколько контейнеров с различным кормом. Команде следует за 2 минуты составить меню именно для своего «птичьего клиента», то есть подобрать корм для того вида оседлой птицы, который изображен на выбранной карточке.
1.Синицы: несоленое сало, нежареные семена подсолнуха, тыквы, арбуза, дыни, конопли, крошки белого хлеба (злаковые и серый хлеб – не едят);
2.Снегири, свиристели: плоды рябины, калины, боярышника, крушины, черемухи, клена;
3.Воробьи, голуби: пшено, овес, пшеница, просо, подсолнух, хлебные отходы;
4. Дятлы: шишки, желуди, орехи, семена подсолнуха;
5. Поползни: несоленое сало, мясо, подсолнух.
Синичка:
Спасибо вам, ребята, за угощение! Надеюсь, что вы не забудете пополнять кормушки, чтобы наши красивые птичьи кафе не висели всю зиму пустыми. Ведь нам, зимующим птицам, ваша забота необходима! Вы сегодня постарались на славу, порадовали нас не только своими знаниями, творческим подходом, но и бережным отношением к живой природе! Молодцы!
А теперь, пока уважаемое жюри подводит итоги и определяет победителей, давайте поиграем в веселую игру «Прилетели птицы». Однажды собрались птицы на совещание, собрание было тайным, и решено было не пускать никого, кроме птиц. Вы сегодня будете стражниками, ребята! Как только услышите, что на «собрание» вдруг попала не птица, сразу громко хлопайте в ладоши! Готовы? Начинаем!
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Ласточки, стрижи,
Галки, макароны,
Аисты вороны…
Прилетели птицы:
Голуби, куницы,
Аисты вороны…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Болтики, кукушки…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Гаички, кукушки…
Есть такие птички гаички, кстати, мои родственницы, ведь и синички бывают разные!
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижы,
Гаички, стрижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы плюшки…
Верно, плюшки – не птицы, а вот если к ним добавить всего одну букву «С» в начале, то получатся сплюшки, а это уже птицы. Это вид сов. Как думаете, почему их так назвали? Правильно, потому что они спят днем. Молодцы! Никого не пропустили! А теперь предоставляем слово нашему жюри!
Подведение итогов и награждение команд.
«СИНИЧКИН ДЕНЬ»
Сценарий праздника для старшей группы.
Цель
: Создать радостное настроение у детей, посеять и взрастить в детской душе любовь к природе и народным традициям родного края.Задачи:
Познакомить детей с экологическим праздником «Синичкин день»
Расширить представление о перелетных и зимующих птицах, о причинах отлета птиц в осенний период
Воспитывать желание заботиться о зимующих птицах, стремление оказывать им помощь (подкармливать) в холодное время года
Приобщать дошкольников к традициям народного календаря
Место проведения:
музыкальный залОборудование
: видеопроектор, на блюдце - семечки, сало, крупа, крошки, конфеты, ягоды рябины ; картинки птиц.Ход мероприятия
Воспитатель.
Вот и отшумела золотая осень, поредели кроны деревьев. Они сбросили свой пестрый наряд из листвы. Окружил листопадом сентябрь, отшумел дождями октябрь, встретил нас первыми морозами ноябрь.И как только на улице похолодало, многие птицы засуетились, как будто их кто- то напугал. Почему это происходит?
Бывают птицы разными:
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, тёплый юг.
Другие – те народ иной:
В мороз над лесом кружат,
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.
К их пёрышкам взъерошенным
Не пристают снежинки,
Они и под порошами
Резвятся для разминки К. Мухаммади
Полина: 3 слайд.
Ребята, каких птиц вы видите на слайде?4 слайд.
Помогите мне найти зимующих птиц. Ласточка и цапля улетели в теплые края? Почему? Ласточка питается насекомыми, а цапля - лягушками. С наступлением осени насекомые и лягушки ушли в спячку.Воспитатель 5 слайд.
А знаете ребята, что с давних пор на Руси 12 ноября отмечался Синичкин день – день встречи зимующих птиц. Издавна к этому дню люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами. Почему этот день называется «Синичкин день»? Да потому что в народе говорили, что «синица для Руси божья птица». Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба, то будет в доме достаток. В народе говорили: «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает».Воспитатель
. Не только птичка – синичка остаётся с нами зимовать, но и другие птицы тоже пережидают в наших лесах и парках зимнюю стужу.Полина 6 слайд.
Головка у этой птицы в черной шапочке, крылья и хвост темные, а грудка ярко – желтая.Воспитатель
. Синицы – очень подвижные птицы, перепархивая с ветки на ветку, они подвешиваются к ним вниз головой, качаются, держатся на самых тонких веточках. В этом им помогают их длинные и острые когти.Полина 7 слайд.
Это маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твердый, к концу заостренный. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись, друг к другу, нахохлившись.Шустро скачет
воробьишка,Птичка - серая малышка.
По двору шныряет,
Крошки собирает.
Полина 8 слайд.
СнегириВот на ветке, посмотри,
В красных майках снегири.
Распушили перышки,
Нежатся на солнышке.
Воспитатель
9 слайд. У этой птицы красивое пестрое оперение: верх тела - черный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. (Стук)Полина
Работяга пестрый дятелПтицам дупла конопатил.
День трудился. Нету сил!
Все долбил, долбил, долбил
Полина 10 слайд
Белобокая болтушкаНа еловой на макушке
Растрещалась, раскричалась,
Разболталась, раскачалась.
СорокаВоспитатель 11 слайд Проводится игра «Птичий концерт».
Каждой группе ребят из 3-х человек даётся название птицы и предлагается хором продемонстрировать, как эти птицы поют:
Воробьи – чирик – чирик.
Синицы – тинь – тинь.
Ворона – кар – кар.
Дятел – тррр – тррр.
Снегирь – дю – дю – дю.
Клёст – цок – цок – цок.
Полина 12 и 13 слайд.
Ребята давайте еще раз вспомним как эти птицы называются. Назовите одним словом.Полина 14 слайд.
Предлагаю вам отгадать загадки.Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синичка)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять (Снегирь)
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её ... (Сорока)
Воспитатель
15 слайд. Как мы можем помочь птицам зимой? (Ответы детей) Но, сделать кормушку - мало, надо знать, какой корм можно положить для птиц.А сейчас мы проверим.Игра «НАКОРМИ»
Уберите лишнее, что птицы есть не будут.
(на столе на блюдцах – семечки, сало, крупа, крошки, конфеты, ягоды рябины).
Перед вами – картинки птиц. Скажите, какая птица с удовольствием полакомится хлебными крошками? (Выберите картинку птицы и положите рядом с блюдцем).
Какая птица любит сало? (Выберите картинку этой птицы и положите рядом с блюдцем)
Какая птица зимой питается ягодами рябины? (Выбрать картинку).
Воспитатель:
Птиц можно подкармливать семенами подсолнечника, тыквы, арбуза. Нельзя давать птицам жареные семечки и черный хлеб. Охотно птицы едет творог, сливочный маргарин, несоленое мясо, жир. Смешайте эти корма, а птицы сами выберут из смеси любимые семена. Ребята, а вы знаете, что в зимнее время нашим пернатым друзьям бывает холодно и голодно? Из 10 синиц выживает до весны только 1. И наша с вами задача: не дать погибнуть зимой от голода нашим зимующим птицам, сделать для них кормушки и подкармливать птиц зимой.Полина 16 слайд.
Покормите птиц зимой,Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма
Горсть зерна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Воспитатель:
Ребята, вот вам семейное задание:Повесить кормушки у себя во дворе и подкармливать птиц, готовиться к встрече перелётных птиц. Весной, изготовить скворечники, продолжать в кругу семьи знакомиться с произведениями детской литературы о жизни птиц. Я надеюсь этот праздник открыл для вас что-то новое и интересное и крепче станет дружба между людьми и птицами!
А сейчас мы пойдём на улицу и повесим кормушки, насыплем корм. (
когда будем сыпать корм, то говорить надо приговорку: Птичка, птичка вот тебе крошки с моей ладошки).Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Синичкин день" для детей средней группы
Цель: познакомить детей с народным праздником - 12 ноября «Синичкиным днем».Программные задачи:
Образовательная:
- закрепить знания детей о зимующих птицах региона, умение их различать, группировать, описывать внешний облик птиц их особенности и поведение;
-расширить знание о роли птиц в природе и жизни человека;
-знакомить детей с народными приметами, связанными с повадками птиц;
-учить рисовать птицу красками, соблюдая расположение и соотношение частей тела, подбирая цветовую гамму.
Развивающая:
-развивать наблюдательность, зрительную и словесно-логическую память;
-способствовать обогащению и углублению представлений о птицах (местах обитания, потребностях и способах их удовлетворения)
Воспитательная:
-воспитывать интерес к жизни птиц, бережное и доброе отношение к природе, желание помочь им пережить суровое зимнее время;
-воспитывать интерес к народным традициям;
- создавать благоприятную атмосферу в детском коллективе.
Словарная работа: кормушка, холодно, голодно, суровая, морозная.
Оборудование:
иллюстрации с изображением птиц - синица, воробей, снегирь, ворона, сорока; иллюстрации картинок зима, разрезные картинки, краски, кисточки, маска синички, кормушка, зёрна.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычный день, сегодня праздник у одной маленькой птички, послушайте и отгадайте загадку:
Это маленькие ножки.
Их хозяйка любит крошки.
Яркая, как солнышко,
С желто-синим перышком.
Вам подсказка: это птичка.
А зовут ее. ...(синичка)
Беседа: В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника. Поздней осенью птички предчувствуя скорые холода, перелетали из лесов ближе к жилью людей и ждали помощи от людей. В народе существуют приметы, связанные с синичкиным праздником.Сегодня мы с вами вспомним их. А для синички - птички устроим настоящий праздник!
Если сегодня прилетят синицы, значит, скоро ударят первые морозы.
Свистит синица - на ясный день.
Синицы утром пищат - на ночной мороз.
Вы спросите: «Почему же птиц называют синицами»?
Название «синица», получили птички за звонкие песни, напоминающие перезвон колокольчика: «Зинь-зинь!»
Упражнение
«Птички – синички»
Давайте закроем глаза и представим, что мы птички в лесу на полянке. Светит солнышко, дует ветерок. Открывайте глаза. Теперь мы синички и раскрыли свои крылья и полетели….Ветерок сильнее подул и закружил всех птичек. Устали птички, сели отдохнуть и поклевать зернышек. Нам весело и радостно. Захотелось полетать на полянке и спеть веселую песенку: «Тень –тень,тень-тень! поют птички.
После небольшой паузы педагог предлагает детям рассказать, удалось ли им представить полянку, себя синичками? как они себя чувствовали во время проведения этого упражнения.
Рассматривание иллюстраций «Зимующие птицы»
Воспитатель: Дети, а чем синичка отличается от других птичек?
Дети: У нее желтая грудка.
Воспитатель предлагается нарисовать птичку – синичку для выставки.
Воспитатель: Какой формы туловище?
Дети: Туловище –овальной формы, голова –круглая, крыло –маленький овал.
Воспитатель: А каким цветом будем рисовать грудку птички?
Дети: Желтым.
Воспитатель: Какого цвета голова у птички?
Дети: Черная и белая щечка.
Воспитатель: На голове у птички есть клюв.
Воспитатель: Какой по форме хвостик? А по цвету?
Дети: Прямоугольный хвостик и на конце «вилочка», а по цвету - синий.
Дети рисуют птичку под звуки грамзаписи «Голоса птиц»
Воспитатель: Молодцы, ребята! Какие яркие и разные птички у вас получились! Предлагаю немного отдохнуть и повеселиться вместе с синичкой.
Физкультурная минутка:
Скачет шустрая синица (прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится, (прыжки на месте на левой ноге)
Прыг – скок, прыг – скок, (прыжки на месте на правой ноге)
Завертелась, как волчок. (кружимся на месте)
Вот присела на минутку, (присели)
Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головы влево-вправо)
И с дорожки – на плетень, (прыжки на месте на левой ноге)
Тири – тири, (прыжки на месте на правой ноге)
Тень-тень-тень! (прыжки на месте на двух ногах)
Воспитатель: Как вы думаете, почему птицы круглый год живут снами?
Дети: Они хотят быть ближе к людям.
Воспитатель: Вот послушайте стихотворение и посмотрите на экран: чем птички могут питаться зимой!
К нам в окно стучится птичка –
Желтогрудая синичка.
На нас смотрит сквозь стекло,
Говорит: "У вас тепло…
А мне холодно. Обидно:
Зёрнышек нигде не видно.
Я прошу вас: вы немножко
Мне насыпьте хлебных крошек
Александр Бефорт
Воспитатель: Правильно. Люди подкармливают их, делают кормушки.
Воспитатель: А как же птички живут в лесу?
Дети: Они отыскивают насекомых, которые спрятались в трещинах коры деревьев, съедают плоды рябинки и шиповника.
Воспитатель: Но особенно тяжело птичкам в морозы и сильные метели. Им трудно находить и птицы часто голодают и даже погибают. А мы с вами должны помогать зимовать нашим пернатым друзьям.
Дети: У нас на участке есть кормушки и мы приносим разный корм: семечки, хлеб, зерно.
Воспитатель: Подкармливая птиц мы спасаем не одну птичью жизнь. А летом птицы помогут людям. Они будут поедать насекомых - вредителей и продолжать охранять сады, парки, лес.
Воспитатель предлагает ребятам дидактическую игру «Зимующие птицы» (разрезные картинки).
Воспитатель: Вот и у нас на участок прилетают разные птицы. Давайте в «Синичкин день» устроим всем праздник:
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь-сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Зинаида Александрова
После прослушивания стихотворения педагог предлагает детям одеться, выйти на прогулку и вынести зернышки, семена и крошки хлеба в кормушки.
Зацепина Наталья Викторовна
воспитатель детского сада № 149 «Ёлочка»
АНО ДО «Планета детства «Лада»,
г. о. Тольятти, 2015
Цель: вызвать интерес к осеннему празднику «Синичкин день», активизировать словарь детей, способствовать проявлению игрового и художественного творчества, бережного, заботливого отношения к птицам.
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Работа над словарём: Синички - невелички, кафтан, именинница.
Материалы: две шапочки птичек - синичек; красочное приглашение в лес.
Совместная деятельность в режимных моментах:
Разучивание народных примет, связанных с синицами;
Рассматривание изображения синиц в народно - прикладном творчестве;
Разучивание игры «Воробьи, вороны»;
Отображение впечатлений в изодеятельности;
Чтение В. Бианки «Синичкин календарь»
Взаимодействие с семьёй:
Изготовление различных кормушек для птиц;
Выставка «Синичка - невеличка».
Что же сегодня нам принёс наш дорогой друг Лукоша? (лесной житель) Заглянем в его лукошко? (В лукошке приглашение в лес к птичкам - синичкам на именины)
Ну, что, ребята, отправимся?
А чтобы мы не заблудились, да поскорее добрались, в круг все вставайте, да песню запевайте (р. н. м.):
«Летели две птички ростом невелички.
Как они летели, люди глядели,
Как они садились, люди все дивились,
Как они вставали, крепко целовали».
Вот и добрались мы до синичек. Здравствуйте птички - синички! Прибыли мы к вам на именины вас поздравить, да послушать ваши весёлые песни, что похожи на приговорки: «Скинь кафтан, рван кафтан - скинь!»
Что-то вы не веселы, что-то вы голову повесили?
(Девочки - синички рассказывают про тяжёлую, голодную жизнь в лесу. Корма совсем мало, даже и гостей угостить нечем)
Ребята, как же нам помочь птичкам - синичкам, да и всем лесным птицам? Осенью и зимой и, правда, холодно, да голодно.
(Ребята предлагают пригласить их зимовать в городе. Там кормушки для них все люди готовят, да корм в кормушки всю зиму насыпать будут. И друзей у них в городе прибавится: воробьи, вороны….).
Ребята, а как мы будем приглашать синичек в город? (устные приглашения от ребят)
(Синички соглашаются, все возвращаются в город )
А в городе нас встречают воробьи и вороны. И приглашают поиграть в весёлую игру «Воробьи - вороны».
Игра «Воробьи - вороны»
(Дети делятся на две команды - воробьи и вороны )
Команды встают в центре зала спиной друг к другу. Домики воробьёв и ворон находятся по разным сторонам зала. Ведущий медленно произносит:
ВО-РО…НЫ, ВО-РО…БЬИ. И все участники игры должны бежать в тот дом, чей назвал ведущий. Кто ошибётся и побежит в другую сторону - выходит из игры.
Видите, синички здесь в городе, рядом с людьми птичкам живётся легче, веселее, сытнее. Оставайтесь и вы с нами зимовать.
А вы, ребята, уже сделали кормушки для птиц? Ведь, мы можем подарить синичкам кормушки на их именины!
(Предложить детям сделать пирог для птиц: на кусочке хлеба выкладываются сало и различные зёрна)