Вместе с тем разнородность влияний не отрицает общей гомогенности комплекса нравственных установлений и этических воззрений и теорий, сложившихся на территории арабо-мусульманской цивилизации. Эта гомогенность обеспечивается общностью основополагающих принципов, характерных черт и проблем, системообразующих категорий и понятий. В этом смысле можно говорить о "мусульманской этике" как общей для исповедующих ислам этносов.
Для культуры ислама не характерно разделение на светское (мирское) и религиозное, как оно сложилось в период Средневековья в
ареале христианской цивилизации. Поэтому термин "мусульманская этика" не следует считать синонимом для понятия "религиозная этика", от которой можно было бы отличать "внерелигиозную". Традиционная религиозно-правовая мысль (фикх) в исламе разделяется научение о "поклонении" (ибадаст) и учение о "взаимоотношениях" (муамаляст) людей между собой, причем вторая часть значительно превышает первую по объему и включает в себя гражданское, административное, финансовое, уголовное и др. виды права. Так же и мусульманская этика рассматривает не только сферу отношений человека и Бога, - то, что с точки зрения жесткой дихотомии светское/религиозное следовало бы относить к собственно "религиозной этике", - но и все аспекты человеческого поведения и общежития, в том числе и носящие совершенно "светский" характер. Хотя мусульманская этика с точки зрения своего генезиса и источников безусловно связана с религиозной системой ислама, она не сводится к последней. Поэтому отказ от ислама как государственной религии и от шариата как основы правовой системы, практикуемый сегодня в странах, когда-то входивших в состав арабо-мусульманского халифата, не означает, что на смену "мусульманской этике" может прийти какой-то вариант "внемусульманской" или "светской" этики. И дело здесь не столько в содержании отдельных категорий (например, благо), которые сформировались в мусульманской этике под несомненным влиянием религии и содержание которых могло бы меняться с падением влияния ислама. Дело скорее в фундаментальных, системообразующих принципах мусульманской этики (гл. I, § 3), которые не связаны непосредственно с религией и которые более устойчивы, чем содержание даже центральных этических категорий.
Понятие "этика в мусульманских обществах"
От "мусульманской этики" следует отличать "этику в мусульманских обществах". Объем этого понятия составляют те этические теории, которые имеют неисламское происхождение и при этом не были включены в состав мусульманской этики как ее органичный элемент. Существенны оба эти условия, поскольку арабо-мусульманская культура не страдала ксенофобией и гетерогенные учения не отвергались лишь на основании их "иноземного" происхождения. Как правило, параллельно с собственно мусульманской этикой в арабо-мусульманской культуре были представлены те учения и теории, которые не были выстроены в соответствии с ее основополагающими принципами. Циркулируя на интеллектуальном "рынке", они свободно кон-
курировали с последней, не будучи подавляемы по идеологическим соображениям. Ограничения подобного толка касались только отрицания единобожия (атеизм или откровенное многобожие), да и то проводились не всегда последовательно. Учения, входящие в "этику в мусульманских обществах", но не включаемые в состав "мусульманской этики", представлены античными теориями, прежде всего аристотелевской и платонической. К этой же категории можно отнести древнеперсидское культурное наследие постольку, поскольку оно, во-первых, влияло на формирование этических представлений и, во-вторых, сохраняло черты принципиального дуализма, плохо совместимого с исламским монизмом. Своеобразный пограничный случай между мусульманской этикой и этикой в мусульманских обществах составляют феномены "муру"а" (мужественность, достоинство) и "футувва" (молодечество, доблесть), представлявшие собой развитие комплекса арабских доисламских представлений и их постепенное приспособление к принципам мусульманской этики, не обязательно до конца успешное. Наконец, значение для формирования нравственности имел и имеет адат (от араб. "ада" - обычай) - местные традиционные представления, преимущественно в сфере обычного права.
Ещё на заре зарождения человеческой цивилизации профессия врача означала огромную ответственность для её представителя: от медика требовались обширные знания, высокая нравственность, самоотверженность, самоотречение и проявление милосердия ко всем людям без какой-либо дискриминации.
По сути, медицинская этика исходит из учения Ислама, который призывает к честности, профессионализму, и богобоязненности в каждом поступке. Положения, регулирующие практику медицинской профессии, предусматривают, что врач должен практиковать свою профессию на благо человека и общества, уважая права человека на жизнь, безопасность и достоинство. Кроме того, врач имеет определённые обязательства по отношению к своей общине, пациентам и коллегам.
Профессия врача – большая честь
С точки зрения Ислама сохранение здоровья и благополучия человека находится на втором месте после сохранения религии: Ислам запрещает убивать, осуждает репрессии и любые посягательства на жизни других людей. Известно, что Всевышний Аллах сравнил спасение жизни одного человека со спасением всего человечества.
Врач ответственен за физическое здоровье человека, которое неотъемлемо связано с его душой, заботится о его состоянии и настроении. Таким образом, профессия врача стала одной из самых благородных и самых почётных профессий. Известный исламский учёный Шафии сказал: «Люди не могут обойтись без двух групп людей: учёных – для обучения их религии, и врачей – для лечения их тел».
Поскольку перед врачом поставлена задача по сохранению человеческой жизни, на него возложена большая ответственность и великая честь. Если он чувствует в этом своё предназначение, то должен соблюдать определённые этические нормы, которые и делают его профессию одной из самых уважаемых и почётных.
Личные качества врача
1. Искренность
Врачу, как правило, доверяет пациент, его семья, его родственники, а также общество в целом. Это доверие со стороны общества и родственников требует, чтобы он был искренен в своём лечении и консультировании. Он должен, прежде всего, стремиться к довольству Всевышнего Аллаха во всех своих действиях.
2. Честность
Врачу доверена душа и частная жизнь других людей. И он обязан оправдать это доверие должным образом. Сохранение информации о пациентах является признаком честности.
3. Правдивость
Врач должен быть правдивым, когда говорит, пишет или высказывает свою позицию по любому вопросу. Он должен остерегаться использовать родственные или дружеские связи, и обязан бороться против жадности или страха, которые могут подтолкнуть его к словам, которые, как он знает, противоречат истине. Кроме того, признаками правдивости являются соблюдение обещания и пунктуальность при назначении приёмов.
4. Сострадание
Врач должен считаться с чувствами своего пациента и испытывать жалость к его страданиям. Он должен быть вежливым и добрым к нему, разговаривать мягко и терпеливо. При разговоре с ним не должен использовать такие слова, которые могут сделать его слабым или беспомощным. Он должен отметить разницу в физическом и психологическом состоянии пациента и указать на поправку – это поможет облегчить страхи больного.
5. Терпение и смирение
Медицинская профессия невероятно сложна. Врач часто имеет дело с людьми из всех слоёв общества, и это требует от него большого терпения. Врач должен терпеть манеры пациентов, их характер и не перекладывать собственное плохое настроение на больных. Он не должен быть высокомерным или презрительным к своим пациентам. Напротив, должен проявлять уважение ко всем, кто обращается к нему. Такое смирение обеспечит врачу уважение со стороны окружающих. Кроме того, Всевышний Аллах возвышает в глазах других того, кто проявляет смиренность ради Него.
Врач и его коллеги
Отношения врача и его коллег должны быть основаны на братстве, сотрудничестве и взаимном уважении. Врач должен воздерживаться от умаления или подрывания авторитета своих коллег, их способностей в науке или опыте работы с целью переманивания пациентов. Медицинский работник должен смотреть на других врачей и коллег как на сотрудников, которые работают вместе для осуществления благородной цели.
Наличие разнообразных медицинских специальностей работает на благо здоровья населения. Одни члены этой команды вырабатывают превентивные аспекты медицинской практики, тогда как другие активно участвуют в излечении заболеваний, но все вместе они способствуют благополучию пациентов.
Заключение
По милости Всевышнего Аллаха современная медицина может очень многое. В новостях мы постоянно слышим об удачных операциях невероятной сложности, сделанных на сердце, почках и других жизненно важных органах. Врачам сегодня удаётся излечить неизлечимые прежде болезни, такие, к примеру, как рак и др. А значит, сегодня, как никогда, представители медицинской профессии способны исцелить людей, и это – огромная милость и честь, дарованная врачам Всевышним Аллахом.
С точки зрения общепринятой морали и особенно исламской этики, чтобы оправдать такое доверие, врачи должны продолжать обучение на протяжении всей своей жизни, ставить перед собой высокие цели по совершенствованию своих знаний, быть в курсе последних достижений в медицине вообще, и особенно тех, которые относятся к его специальности. Врач не должен терять шанс обогатить свои знания, потому что его компетентность в лечении пациентов зависит от его трудолюбия и грамотности.
Мы рассмотрели основные этические нормы, которые должен соблюдать практикующий врач. Хотелось бы отметить и то, что основной целью медицины является общество духовно и физически здоровых людей, сведение к минимуму всех опасностей, которые угрожают человеческому здоровью, и врач, любящий свою профессию, обязательно будет стремиться к осуществлению этой высокой, благородной цели.
Профессиональный врач, несущий пользу людям, уважающий и жалеющий своих пациентов, тщательно относящийся к соблюдению всех норм медицинской этики, несомненно, среди тех, кем доволен Всевышний Аллах. А это – самое главное…
Идеология Ислама, его правовые и нравственные нормы, описанные в Коране и Сунне, призваны объединить разные народы на основе осмысления Единого Создателя, единой религии и общих жизненных предписаний (Но стоит отметить, несмотря на то, что Ислам сплачивал людей на основе религии, существовали некоторые противоречия, которые нашли отражение в различных течениях мусульманской религии – в первую очередь в суннизме и шиизме).
Священный Коран ниспослан как жизненное руководство для всего человечества планеты. Для праведного мусульманина все люди равны между собой, будучи творениями Всевышнего. Ислам несет в себе главные человеческие добродетели, которые уважаемы и почитаемы каждым народом. В нем заключена действенная система законов этики, дозволенного и запретного. То, что приносит обществу добро, считается морально положительным, то, что несет вред и зло – аморальным. Все этические ценности в Исламе связаны с любовью к Всевышнему и людям.
Ислам основывается на принципе того, что прежде чем этическую заповедь будет предписана, она должна быть воспринята с желанием. Возникновение первоисточника знаний – Корана – явилось концом заблуждений, дикарства, пошлых навыков. Священный Коран состоит из 114 сур, каждая из которых, кроме девятой, начинается со слов Бисмилля (би-сми-Лляхи-р-рахмани-р-рахим) – «во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного».
Их произнесение входит в ежедневную молитву верующих мусульман, с них начинаются Конституции исламских государств и многие другие документы, составляемые мусульманами (договоры, письма, обращения, завещания и т. д.). Произнесение Бисмилля? превращает совершаемое дело в поклонение Великому Создателю, а потому каждый праведный мусульманин должен повторять ее перед трапезой, перед входом в дом, перед началом любого поступка.
Каждая мусульманская сура состоит из аятов (откровений), количество которых варьируется от 3 (в сурах Аль-Аср, Ан-Наср и Аль-Каусар) до 286 (в суре Аль-Бакара).
Благодаря Священной Книге была создана подходящая атмосфера для новаторства, реформ и решительного укрепления моральных стандартов. Сама религия четко отвечает на все вопросы человека и излучает удивительную энергию, которая заставляет от всего сердца, со всей душой и искренностью усваивать нравственные нормы.
Мусульманская этика
охватывает все жизненные проблемы, процеживая их через нравственную нормативную сетку и спасая человека от господства эгоистических страстей и желаний. Это ведет к созданию личности с высокими морально-волевыми качествами, желающей подчиняться общественному порядку без участия негативных сил.Смирение, скромность, терпение, искренность и умение контролировать собственные эмоции – таковы морально-волевые качества, многократно почитаемые в Коране.
«Сколько было пророков, рядом с которыми сражалось много набожных верующих! Они не пали духом от того, что постигло их на пути Аллаха, не проявили слабости и не смирились. Ведь Аллах любит терпеливых» (Коран, 3:146).
Что касается отношения Ислама к богатству, то богатство не запрещено. Но нужно помнить, что оно, как и все имущество, принадлежит Всевышнему. Он позволил людям вкушать эти блага, обеспечивать себя одеждой, создавать семью и приобретать средства передвижения, но только соблюдая справедливость.
Если от богатства остаются излишки – праведный мусульманин должен помогать неимущим. Если же мусульманин допускает расточительство и тратит имущество Аллаха другими путями – это харам (запрещено).
Мусульманский рай
Рай – величайшее воздаяние и щедрая награда, которая уготована Великим Создателем для тех, кого Он возлюбил и кто повиновался Ему. Рай в Исламе является совершенным блаженством, не имеющим ни малейшего изъяна, а все чистое и прекрасное в райском саду лишено недостатка.
Если по завершении мирской жизни праведный мусульманин удостоится довольства Всевышнего, то всё остальное для него станет истинным благом. Если он что-либо возжелает – получит в совершенной форме, попросит о чём-либо – сразу узнает ответ. И ничто его не потревожит, ведь он в гостях у Милостивого.
«Вам там уготовано всё, чего пожелают ваши души. Всё, о чем вы попросите. Таково угощение от Прощающего, Милосердного» (Коран, 41:31-32).
Все, что приносит радость в Раю – питье, еда, одежда и украшения – все это будет несравнимо прекраснее, чем на земле. Даже крошечное место в Раю великолепнее всего земного мира!
В ахирате (будущей жизни, которая начинается по завершении земной и длится вечно) пожелают хурул ин ( – чернооких полногрудых девственниц).
«Поистине, Мы создали их особым творением и сделали Мы их вечными девственницами [которые снова становятся девственными после близости со своими супругами], мужей любящими, сверстницами» (Коран, 56:35-37).
Праведник будет одет в зелёный шёлк, парчу, атлас и золото и лежать на коврах с зелёными подушками в гигантских шатрах из яхонта и жемчуга. Прислуживать ему будут юноши в зелёных одеждах и с серебряными украшениями.
Достойные довольства Аллаха будут пить райское вино, которое не станет пьянить. Здесь не будет естественных испражнений - все будет выходить с поверхности кожи посредством особого пота, подобного мускусу.
О том, что ждет в Раю верующих женщин, Аллах умолчал – и это одна из Его величайших мудростей. Праведная в Раю достойнее гурий и гораздо красивее. Ее из мирской жизни в Рай ведут за благие деяния, а хурул ин сотворены из благ Рая. Когда она заглянет в райский сад – сиянием своей красоты и восхитительным запахом осветит всё, что находится между небом и землёй. Один платок на ее голове прекраснее всего, что находится в этом мире.
Жить долго, сохранив здоровье и творческую активность,– естественная мечта каждого человека.
Народная мудрость гласит: «Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – много потерял, здоровье потерял – всё потерял.
Врачи-гериатры должны понимать простую истину, что в огромном большинстве люди умирают не от самой старости, а от болезней, настигающих человека в старости, которые необходимо и возможно лечить.
«Медицина есть энциклопедия жизни»,– говорил известный хирург профессор В.Л. Боголюбов (1928 г.). Кто же, как не врачи, видит... рождение, жизнь и смерть, здоровье и болезнь, боль, страдания и радости, всё величие и всю ничтожность человеческой души, и всё это – всё в новых формах и проявлениях?!.»
У людей по мере старения происходит снижение и постепенно развивающаяся потеря способности к самообслуживанию. Причинами этого являются заболевания нервной и сердечнососудистой системы, опорно-двигательного аппарата, органов зрения и слуха. Такт и сочувствие, внимание и милосердие, настойчивость и убеждение, строгость и доброта, а также многие другие качества должны быть присущи врачу и медицинскому персоналу, работающему с пожилыми и старыми пациентами.
Знание особенностей психологии стареющего человека необходимо для тесного психологического контакта между врачом и пациентом, ибо отсутствие понимания и сочувствия снижает настроение, нарушает сон, общее состояние больного.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) советовал своим сподвижникам всегда заботиться о своём здоровье, как бы серьёзно они не были больны, утешал их и говорил, чтоб они не думали, будто разгневали Аллаха. «Болезнь говорил он, – это не гнев Аллаха, поскольку пророки испытывали ещё более сильную боль, гораздо большую, чем обычные люди ». Эти слова Пророка (мир ему и благословение) утешали последователей Ислама. Так он заложил начало учению о психотерапевтическом эффекте воздействия врача на пациента.
А знания социально-психологических аспектов сегодня нужны практически каждому человеку, будь он руководителем высокого ранга или простым специалистом (инженером, врачом) по роду своей деятельности. Нужны эти знания и простой домохозяйке, которая в своих заботах о ближних становится свидетелем людского недовольства.
Ситуация, когда три поколения жили под одной крышей, и молодые ухаживали за стариками, стала редкостью даже в сельской местности. Раньше дома для престарелых пустовали, позорно было пожилого человека устраивать туда, одинокого старого человека забирали родственники. Что происходит с людьми, потеряли родственные чувства? Однако они стали набожными, посещают мечети, изучают Коран, слушают проповеди, многие стали состоятельными, имеют возможность помогать близким, но, к сожалению, делают это редко. Сейчас состоятельный родственник «стесняется» спросить у бедного, как его дела, в чём он нуждается, хотя бы для приличия. Что говорить о родственниках, когда родные дети не хотят ухаживать за родителями, есть случаи, когда дети укладывали одного из родителей в стационар и месяцами не показывались и не отвечали на телефонные звонки. Пожилым людям много не надо, они словно дети, ждут внимания, доброго отношения, чуткости. Они этого заслуживают.
Как известно, психика стариков имеет свои особенности: развитие консерватизма, отрицательное отношение к новому, переоценка прошлого, ворчливость, стремление поучать, обидчивость и т. д.
Кто, как не врач, должен почувствовать давящую на старика боязнь одиночества, успокоить его и избавить от мысли, что он никому не нужен... Конечно, всё это присуще человеку вне зависимости от возраста. Так или иначе, психологию старого человека надо учитывать и в быту, и в лечебных учреждениях. Взаимоотношения между больным и медицинским работником зависят не только от индивидуальных особенностей больного, его психики, но и от личности и поведения медицинского работника, его общей и профессиональной культуры, соблюдения принципов этики и деонтологии. Для этого руководителям медицинских учреждений необходимо повышать нравственный уровень климата в коллективе, быть идейными наставниками молодых врачей.
Примером такого руководителя является руководитель РМЦ Ибрагим Магомедович Ибрагимов, который на ежедневных утренних конференциях напоминает о роли врачей и врачевания, о соблюдении этических норм в медицине в отношении пожилых людей. «Больной человек – факир (нуждающийся), – говорит Ибрагим Магомедович, – пожилой человек – тоже факир, а пожилой больной человек – факир из факиров. Мы должны ему помогать и давать садака (милостыню), а не он, нам».
«Вы медики, избранные люди, я вам завидую, – сказал в одной из встреч досточтимый шейх Саид-афанди из Чиркея (к.с.). Если вы сможете достойно выполнить возложенную на вас миссию, вам цены нет. Быть врачом – это значить обладать огромной властью над людьми. Поэтому пользоваться ею надо мудро, ответственно и человечно». «У вас хороший наставник»– продолжил он, Ибрагим-хаджи. Учитесь у него».
Один алим во время своей болезни, от которой он скончался, постоянно повторял: «Ах, если бы у меня остались силы, я бы пошёл по всем городам и сёлам, узнавал о материальных и духовных трудностях братьев своих и спешил бы на помощь!»
Древние греки подчёркивали, что сила Эскулапа была не столько в том, как он говорил, столько в том, как он слушал. Оно и понятно, способность врача слушать и услышать – это тоже лечение. Тогда легче будет налаживать отношения с пожилыми людьми, и помочь пожилым людям преодолеть тягостные думы о своей ненужности.
Нам, врачам постоянно нужно повышать свои знания для того, чтобы быть уверенными, что мы сможем помочь бескорыстно нуждающимся. В этом наше благородство.
Спешите делать добро! Как это делали и делают по сей день наши наставники, люди преданные своему делу такие как: Аскандар Масуевич. Магомед Абусупьянович, Далгат Манапович, Ибрагим Магомедович, Юсуп Ахмедханович и другие.
«Если врач на своём рабочем месте не чувствует ответственности, то он не анализирует свою работу, не ищет методов улучшения результатов, т. е. он безразличен к тому, что он делает. Такому врачу нужно просто снять халат и найти себе другую работу» – говорит Ибрагим Магомедович.
На ежедневных утренних конференциях в каждом лечебном учреждении обсуждаются одни и те же вопросы, касающиеся каждодневной работы врача и медсестры. Создаётся такое впечатление, что с каждым днём мы становимся глухими и немыми. Это же наша работа, наши обязанности. Врач должен мыслить и анализировать, медсестра – выполнять назначения врача, и с них ответственность не снимается. Врач должен убедиться, выполняются ли его назначения, уточнив у больного, т.е. контролировать. Он должен быть уверен в том, что он делает всё правильно, ведь он в ответе перед Всевышним.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Тот, кто занимается медициной (тибб), имея недостаточные знания в своей профессии, ответственен за свои поступки ».
В этом хадисе заключаются три значения: лингвистическое, религиозное и медицинское.
Лингвистическое: слово «тибб» означает мастерство в какой-либо области. Мастер своего дела называется табибом. Это понятие чаще всего применяется по отношению к медицинской профессии. «Тибб» может означать и магическое искусство.
Религиозное: в хадисе говорится, что невежественный врач обязан расплатиться за свои ошибки, поскольку он взялся за профессию, не имея достаточных знаний в этой области. В результате этого наносится ущерб здоровью человека. Аль-Хаттаби сказал: «Это универсальное правило, и, если врач своими действиями нанёс вред больному, он должен ответить за них. Тот, кто занимается профессией, в которой у него недостаточно знаний, является своего рода агрессором. Такие агрессоры наносят ущерб здоровью человека, и они должны расплачиваться за это материально, так как доверять им своё здоровье нельзя».
Ответственный человек лишний раз подойдет к знающему или вышестоящему за советом. Что касается медсестры, то выполняя назначения врача, она обязана уточнить порядок назначения, дозу препаратов и пути их введения. За свою работу она несёт ответственность перед больным и перед Всевышним. Нам свойственно ошибаться. Сколько плачевных случаев мы знаем из практики, когда безответственная медсестра, вместо одного препарата ввела другое. А ещё случается и такое (из рассказов самых же медсестёр), когда она заменила дорогостоящий назначенный больному препарат на простой, менее эффективный, а дорогой продала или ввела своему родственнику. Это большой грех!
Есть большие и малые грехи, которых мы накапливаем, не замечая в течение своей жизни. Поэтому ежедневно нужно сделать тавбу (покаяние), сожалея о проделанном, и просить прощения у того, кому сделал неприятное. А время так быстро летит, не успеешь моргнуть, как утро меняется вечером, неделя начинается, незаметно кончается, а месяцы, как перелетные птицы – прилетели и улетели. Взрослые говорят, что это Ахир замана (последнее время). Так ли это? Как подумаешь над этим, страшно становится. Ведь ты ничего не успел ценного сделать, столько ошибок допустил и ни разу не покаялся.
Мне особо хотелось бы подчеркнуть, что медицина и Ислам – это здоровый человек! И эти две ветви, важнейшие для человечества, тесно переплетены! Это физическое и духовное единение человека и общества в целом!
Каждая совершаемая нами ошибка приближает нас к наказанию.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Спешите совершать праведные дела до наступления семи состояний:
– бедности, принуждающей к забытью;
– богатства, приводящего к заблуждениям;
– болезни - изнуряющей;
– внезапной смерти;
– старости со слабоумием;
– появления Даджаля и Конца Света. Конец Света более всего тяжек и горек » (Имам Ат –Тирмизи, 34).
Человек, который хоть один раз прочитает эти слова, неужели не задумается, не осмыслит сущность своего рождения на земле.
Спешите сделать добро!
Добро нужно сделать с предварительным намерением, т.е. утром выходя из дома, сделать намерение: я намереваюсь выходить из дома, творить благие дела, нести добро ради Всевышнего. И приступать к каждому делу с именем Всевышнего, бисмиллях – тогда весь рабочий день у нас пройдёт в ибадате.
В конце рабочего дня не забудьте поблагодарить Всевышнего за то, что он дал нам возможность заработать воздаяние.
Альхамдулиллях, что мы медики, что мы можем помочь нуждающимся – страдающим, немощным.
Хвала Всевышнему за такую возможность.
И дай Аллах, чтобы мы менялись только в лучшую сторону! И да поможет Он нам во всех хороших деяниях!
Спасибо наставникам за советы и нравоучения. Да благодарит их Аллах на этом свете и в ахирате.
Патимат Магомедова, заслуженный врач РД, зав. РО РМЦ
Введение ………………………………………………………………………………………………2
Этика Ислама ………………………………………………………………………………………...3
Заключение …………………………………………………………………………………………13
Список использованной литературы …………………………………………………………15
Введение.
Ислам – древнейшая и наиболее многочисленная из мировых религий, поэтому обращение к ней актуально всегда, особенно сейчас, когда мусульманские страны обращают на себя столь пристальное внимание.
Сегодня, благодаря террористическим актам, исламские страны считаются бандой разбойников и убийц, хотя на самом деле это и не так.
Прежде чем судить о народе, а тем более воевать с ним, нужно изучить его историю, а главное религию и этику, чтобы понять мотивы поступков, понять то, чем руководствуются люди в тех или иных действиях.
Возможно, именно тогда можно будет найти общий язык с мусульманами и обойтись без жестоких, кровопролитных войн.
Исламская этика.
«Слово «ислам» означает «покорность». Отношение правоверного мусульманина к богу есть отношение преданного, нерассуждающего слуги, слепо выполняющего его предначертания» (2; 212).
Коран является основным источником исламских канонов и учения. Его основные принципы касаются нравственных проблем. Также стороны жизни мусульман получили оценку в Сунне (собрании преданий о высказываниях и поступках Мухаммеда) и шариате (систематизированном своде мусульманских законов). Коран провозглашает о том, что Божественная Милость вездесуща и охватывает абсолютно все. «Наш Господь тот, кто сотворил все сущее, а потом указал ему прямой путь» (Св. Коран, 20:50).
Исламская мораль берет свое начало в единобожии и завершается в нем. Вера в Единого Создателя, не имеющего себе ни равных, ни подобных, заключена в формуле «Ля иляха иллалах» - «Нет Бога, кроме Аллаха». Аллах не похож ни на одного из своих созданий, ни в ком и ни в чем не нуждается, никого не рождал и не был кем-либо рожден. Аллах неповторим в своей сущности, качествах и действиях. Это Всемогущий Творец и Правитель судеб всего Мироздания. Строгий монотеизм предрасполагает к тому, чтобы у людей активизировалась потребность к изучению и осмыслению безграничного мира не только в масштабах Вселенной, но и своего внутреннего, духовного мира. Учение ислама проникнуто высшей справедливостью и заботой о человеке. В Коране сказано: «Поклоняйтесь Аллаху и не придавайте Ему ничего в сотоварищи, а родителям – делание добра, и близким, и сиротам, и беднякам, и соседу близкому по родству, и соседу чужому, и другу по соседству, и путнику, и тому, чем овладели десницы ваши. Поистине, Аллах не любит тех, кто горделиво хвастлив, которые скупятся и приказывают людям скупость, и скрывают то, что даровал им Аллах от своей щедрости… и тех, которые тратят свое имущество из лицемерия пред людьми…» (Св. Коран, 4:40 - 42).
Моральные нормы Корана предостерегают от дурных поступков для собственного блага человека, от его деградации и саморазрушения. В этом заключена высшая мудрость. «Он дарует мудрость кому захочет, а тот, кому дана мудрость, награжден великим благом» (Св. Коран, 2:269). Сподвижник пророка Мухаммеда,
Ибн-Зейд говорит: «Всякое слово, которое тебя увещевает, или призывает к совершению достойного, или удерживает от гадкого – это мудрость» (Св. Коран, 6;5). Более точным является высказывание Абу Джафара Мухаммеда бин Йакуба: «Всякое верное слово, порождающее правильное действие, есть мудрость» (Св. Коран, 6;6).
Предписанием Корана, высшей нравственной целью является стремление заслужить любовь и благорасположение Бога. Поступки во имя Аллаха возвращаются благом для всех. «И то, что бывает для их сотоварищей, это не доходит до Аллаха, а то, что для Аллаха, то доходит до их сотоварищей…» (Св. Коран, 6:137(136). В исламе человек всеми узами связан с единым Вечным Творцом, дающим жизнь и смерть. Речь идет об ответственности человека перед Богом, ответственности каждого из людей за свои поступки. Истинный мусульманин постоянно помнит это не только перед Аллахом, но и перед своей совестью и обществом в целом.
Упование на совесть особенно характерно для мусульманской морали. Верующий человек, утверждает этика ислама, не может совершить дурной поступок. Если человеческая совесть остается под защитой веры в своего Создателя, то каждый человек ощущает себя защищенным Могучим стражем, который помогает отгонять любую злую мысль или совершать недоброе действие. Связующим моментом между Творцом и человеком для сохранения самоконтроля человеческой личности является молитва, строго предписанная Кораном. Этим сохраняется удивительное чувство единения общины и всеобщего равенства перед Высшей Силой. Коленопреклонение перед Всемогущим вменено в обязанность еще и для того, дабы не был человек поклоняющимся никому, кроме Аллаха. Молитва удерживает от отчаяния и уныния из-за неприятностей в жизни или неисполнения желаний. Ежедневная пятикратная молитва дисциплинирует верующего, поддерживает его сознание в состоянии бодрствования. Она задает жизни мусульманина ритм и, что еще важнее, внутреннюю духовную размеренность.
Осуществление молитвы – дело совести каждого человека, определяемая степенью его веры и искренности перед Господом. Аллах запретил многие вещи, подрывающие братство между людьми.
Запрещены насмешки и издевательства над людьми. Верующему, признающему Аллаху, запрещено насмехаться над кем бы то ни было или превращать людей в объект своих издевательств, высокомерия и замаскированного тщеславия, презрительности по отношению к другим. Сказал Всевышний: «Пусть одни люди не издеваются над другими: может быть, они – лучше их!» (Сура «Комнаты», аят 11). Запрещено мусульманину хулить, злословить, высмеивать другого и выискивать недостатки у другого. Сказано: «Стягиваются раны от копья,но не заживут те, что язык нанес». Ислам запрещает обзывать друг друга, давать клички и прозвища. Допускающий этот харам подвергает опасности братство, отрицая мораль, такт, приличие. Ислам порицает подозрительность и недоверие друг к другу, ибо он хочет, чтобы общество его было основано на душевной чистоте, взаимном доверии, а не на подозрительности, злых мыслях, недоверии друг к другу. Ислам требует от мусульман чистоты внутренней и внешней. Поэтому так же, как недоверие, отвергается выслеживание и подозрительность. Исламом отвергается поклеп и хула. «И пусть одни из вас не поносят за глаза других» (Сура «Комнаты», аят 12). Клевета и сплетня – более страшный харам, нежели поклеп и напраслина. Коран осудил этот порок, говоря: «Не повинуйся же всякому любителю клятв, презренному хулителю, бродящему со сплетнями» (Сура, «Письменная трость», аяты 10 – 11). Запрещено обвинение целомудренных мусульманок в разврате, ибо в этом – великий вред для их репутации, для репутации их семей и опасность для будущего их.Идеология ислама, его нравственные и правовые нормы, зафиксированные в Коране (а позднее и в сборниках хасидов), направлены на объединение разных народов на основе осмысления единой религии, Единого Создателя, ее обрядов и жизненных предписаний. Коран ниспослан для человечества как руководство всем народом планеты. Для мусульманина, признающего Одного Творца, все представители человечества равны между собой, будучи Его творениями. Ибо в Коране сказано: «Из Его знамений – творение небес и земли, различие ваших языков и цветов. Поистине, в этом знамение для знающих» (Св. Коран, 30:22). «О люди! Мы создали вас мужчиной и женщиной и сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга. Ведь самый благородный из вас пред Аллахом – самый благочестивый. Поистине, Аллах – Знающий, Сведущий!» (Св. Коран, 49:13). «Для мусульманина цвет кожи и языка – явные внешние различия внутри человеческого рода. Такого рода внешние различия – это отнюдь не причина для заискивания или презрения, поскольку ислам признает лишь один критерий различия между людьми – это моральные и духовные качества…, характер человека, уровень его знаний и следования исламу» (7;213). Ислам сочетает в себе основные человеческие добродетели, почитаемые и уважаемые каждым народом. Он создал эффективную систему законов этики, дозволенного и запретного. Нормативы благополучной жизни личности и общества считаются морально положительными – добром, а приносящие обществу вред поступки причисляются к аморальным – ко злу. В своем стремлении уклониться от формализма, ислам связывает этические ценности с любовью к Аллаху и к людям. В Коране говорится: «… Благодетелен тот, кто верит в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Коран, в пророков, благодаря своей любви к Аллаху раздает часть своего имущества своим близким, сиротам, оказавшимся в беде, путешественникам, бедным, пленным. Тот, кто соблюдает намаз, тот, кто соблюдает договоренности, терпеливо сносит невзгоды во время беды или на поле брани» (Св. Коран, 2:177).